От редакции: В тихой гавани

«Тихая гавань» – так назвал российскую экономику премьер Путин, встречаясь с членами Валдайского клуба, – быстро мелеет. Оказалось, что инвестиционный имидж России слишком прямо связан с ценой нефти. Это угроза прежде всего для крупных инфраструктурных проектов, и без того испытывающих проблемы.

Успокаивающие заявления Путина и Медведева, обещания помочь финансовому рынку инвестированием средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния не привели на прошлой неделе к перелому тенденции: в четверг индексы РТС и ММВБ снова упали. Небольшой рост наметился в пятницу – благодаря росту американских и азиатских индексов, а также росту цены на нефть более чем на 1%. Вдруг дно уже достигнуто? Это было бы хорошо, но не отменило бы для нас серьезного риска, явно недостаточно учтенного составителями планов на будущее.

Концепция долгосрочного экономического развития России до 2020 г. (КДР), которую правительство очень хочет принять осенью, вполне допускает снижение цены на нефть – до $75 за баррель. Это (как и повышение ее до $130) «не выводит экономику за пределы сложившегося состояния макростабильности». Даже в самом негативном сценарии, который предполагает кризис мировой экономики, российская будет продолжать расти в среднем на 0,3–0,4% ниже, чем в условиях основного варианта. К 2011 г. темп роста ВВП составит 5,5%, в 2012–2013 гг., в период коррекции внешнеторгового баланса, темпы роста ВВП могут снизиться до 4,3–4,7%.

При этом на приток иностранного капитала в КДР делается большая ставка – он должен решить проблему отрицательного сальдо торгового баланса, укрепления рубля, инвестиций. В сценариях КДР чистый приток капитала не опускается ниже $75 млрд ежегодно. Между тем сейчас нам скорее стоит ориентироваться на ежегодную цифру $20–30 млрд. Глава ЦБ Сергей Игнатьев недавно подтвердил прогноз банка о притоке капитала в РФ, который по итогам года должен составить $40 млрд. За восемь месяцев приток составил $25 млрд. Чистый отток за август, по данным ЦБ, – $5 млрд. Зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозирует такой же отток в сентябре – около $4,6 млрд. Удастся ли за оставшиеся три месяца удвоить приток – большой вопрос.

Глобальный кризис (одно из условий пессимистических вариантов развития страны) скажется прежде всего на крупных инфраструктурных проектах, требующих значительных инвестиций.

По мнению авторов КДР, темпы роста инвестиций могут «не превышать 3,5–4%. В последующем при стабилизации международных финансовых и товарных рынков темпы роста инвестиций могут восстановиться на уровне основного сценария – 9–11,7%».

На самом деле российский бизнес уже столкнулся с реальной проблемой иностранных заимствований, да и российские кредиты, и так недешевые, дорожают. Массовый вывод средств с российского рынка западными инвесторами не предусматривался экономическими прогнозами и способен перечеркнуть все планы КДР.

По мнению президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, разброс в сценариях может быть значительно сильнее. В своем выступлении на Пермском экономическом форуме в пятницу он привел цифры альтернативного прогноза, учитывающего снижение притока капитала: пессимистический сценарий дает минус 14 п. п. роста ВВП к 2010 г., средний сценарий – минус 6 п. п.

В таких условиях усиливается спрос на качественное планирование. ЦСР сейчас проводит по заказу Минрегионразвития комплексный анализ территориальных планов развития. Промежуточные итоги, по словам Дмитриева, позволяют судить о большинстве планов как о планах инерционного развития. Главная проблема – отсутствие согласованности между разными частями инфраструктурных проектов. Различие в сроках сдачи и заявленных параметрах связанных между собой проектов приводит к масштабным дисбалансам.