От редакции: Пушечное масло

Министр финансов Алексей Кудрин согласился увеличить расходы на оборону в бюджете 2009 г. Новую цифру военных ассигнований Кудрин назвать отказался, но, по мнению экспертов, они превысят запланированные ранее 1,28 трлн руб. (около $50 млрд, 2,5% ВВП). Перевооружение армии – следствие последнего конфликта на Кавказе и продолжающейся милитаризации Грузии, чреватой новым кризисом. Недавний конфликт на Кавказе обнаружил недостаток высокоточного оружия, средств связи, наведения и разведки и профессионалов, способных управлять современной техникой.

Оборонные расходы России за последние годы и без того значительно выросли: в 2005 г. на армию потратили 551 млрд руб. – в 2,3 раза меньше, чем предварительные расходы на 2009 г. Правда, большая часть прироста военного бюджета съедалась инфляцией. В частности, по расчетам экспертов лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП), запланированное на 2009 г. 26%-ное возрастание военных расходов увеличит закупки боевой техники лишь на 1,4%.

Генералы на Арбате и на Охотном Ряду утверждают, что смогут сделать армию более современной, если военный бюджет уже в будущем году вырастет до 1,5–1,6 трлн руб. (свыше $60 млрд) и в дальнейшем будет расти быстрее других расходов казны. Это означает, что военные расходы вырастут в 2009 г. до 3% ВВП и значительно превысят норму для стран НАТО – 2% ВВП. При этом генералы, постоянно жалующиеся на нехватку средств, не всегда успевают освоить выделенные деньги – в частности, в 2007 г. военное ведомство вернуло в казну 4 млрд руб.

Если руководство государства действительно намерено сделать российскую армию современной и способной оперативно реагировать на нынешние угрозы, ему придется серьезно изменить принципы оснащения армии и порядок ее финансирования. Необходимы радикальная реформа системы закупки вооружения и отстранение ряда высокопоставленных чиновников, утверждают эксперты Центра анализа стратегий и технологий. Пока денежные потоки, проходящие через военное ведомство, мутнеют по мере их увеличения, становясь недоступными для независимого контроля. По данным экспертов ИЭПП, доля секретных статей в расходах на оборону выросла с 2003 по 2008 г. с 37% до 46%, в расходах на безопасность – с 23% до 30%.