От редакции: Меньше и хуже

Во всем мире малый бизнес – фундамент экономики и основа среднего класса, на который опирается общество и за симпатии которого борются политики. К примеру, в США в малом бизнесе занято 50% населения, в Чехии – 20%. Но в России малому бизнесу исторически не везет: государственная политика всегда была ориентирована на развитие крупных компаний. Несмотря на всю риторику последних лет и даже кое-какие практические шаги со стороны правительства, призванные упростить жизнь малого бизнеса, он явно пока не тянет на роль экономического фундамента.

Даже благоприятные годы нефтяного бума не стали периодом роста малого бизнеса в России, констатируют эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В январе 2009 г. в России действовало 282 700 малых предприятий с численностью персонала от 15 до 100 сотрудников, на которых работало 6,2 млн человек – это лишь 12,6% занятых, говорится в докладе НИСИПП «Оценка развития малого предпринимательства в регионах России в 2008 г.». Правда, есть регионы, по этому показателю приближающиеся к европейскому уровню: в Волгоградской области доля занятых на малых предприятиях – 29%, в Петербурге – 20,9%, в сибирских регионах – 17,6%.

Сеть малых предприятий остается редкой: в нашей стране на 100 000 населения приходится менее 200 малых предприятий. Это в 2,7 раза меньше, чем в Чехии, в 2,8 раза меньше, чем в Польше, и вдвое меньше, чем в Бразилии. К тому же малый бизнес распределен по стране очень неравномерно. Лидерами по числу малых предприятий в последние годы стали Волгоградская, Томская и Новосибирская области. Там на 100 000 жителей приходилось 560, 550 и 506 малых предприятий – почти столько же, сколько в Восточной Европе, и в два раза больше, чем в Москве (275). По обороту малого бизнеса на душу населения лидируют Петербург, Московская и Самарская области, где этот индикатор в 1,5–3 раза превышает среднероссийские показатели. В этих регионах развиты мелкие торговые компании, пищевые производства и заведения общепита, дающие высокие цифры оборота, объясняют эксперты.

Часто уровень развития малого бизнеса в регионе зависит от того, как к нему относится местное руководство.

Например, администрация Томской области в последние годы существенно облегчила для малых предприятий, особенно работающих в хайтеке, доступ к аренде помещений, подключение к электрическим и коммунальным сетям, субсидировала ставки по кредитам и боролась с поборами чиновников, рассказывает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Томская область лидирует и по объему бюджетных вложений в развитие малых предприятий: 10 226 руб. в год в расчете на одного жителя. Вторая за ней – Новосибирская область (8727 руб.).

Исследование НИСИПП показало, что хорошее отношение к малому бизнесу не всегда продиктовано высоким уровнем доходов конкретного регионального бюджета. Понятно, что по большинству показателей отстают бедные регионы. Но в числе тех, кто плохо развивает малый бизнес, оказались богатые Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, а также Свердловская область.

Главной проблемой для развития малого бизнеса остается коррупция. По данным «Опоры России», доля выручки, направляемая фирмами на взятки в 2005–2007 гг., сократилась с 8,5% до 6%, но при этом выросло число экспертиз и консультаций, выполняемых теми же чиновниками в частных компаниях. А кризис усугубил эту ситуацию: по данным НИСИПП, в конце 2008 – начале 2009 г. прессинг налоговых органов усилился вдвое. А накануне 1 мая – дня вступления в силу закона, ограничивающего число проверок малого бизнеса, сотрудники правоохранительных и надзорных органов нанесли «прощальные визиты» своим подопечным. НИСИПП полагает, что все эти факторы могут привести к спаду в малом бизнесе на 20–25% и пропорциональному снижению занятости в этом секторе.