От редакции: Слишком разные

Обсудить общий план антикризисных мер и учредить антикризисный фонд «Евразэс» собрались вчера в Москве премьеры России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении.

Судя по проекту программы совместных действий (копия есть у «Ведомостей»), фонд – это основная часть антикризисного плана. Из $10 млрд, львиную долю которых составляют российские деньги ($7,5 млрд) и средства Казахстана ($1,5 млрд), будут выдаваться стабилизационные кредиты государствам-участникам. В обмен на финансовую поддержку им предлагается перейти на взаимные расчеты в рублях и снять таможенные барьеры.

Фонд заработает совсем скоро, а вот остальная часть антикризисного плана вызывает большие сомнения. Она скорее смахивает на политический размен, чем на экономические меры, способные помочь в преодолении кризиса. Да и есть ли шансы выработать единую антикризисную политику у стран, переживающих настолько разные экономические трудности?

В первую очередь, разнородная компания переговорщиков делится на две большие группы: Россия и Казахстан являются нетто-экспортерами нефти и газа, а Белоруссия, Армения, Таджикистан и Киргизия – импортерами.

В отличие от экспортеров сырья, благосостояние которых росло вместе с мировыми ценами на нефть и газ, для остальных главным двигателем роста последних лет были денежные переводы граждан, уехавших на заработки за границу. По данным МВФ, денежные переводы в Таджикистан в 2008 г. превысили 50% ВВП, а в Киргизию – 30%. Подавляющая часть этих переводов – из России. Особняком в этой группе стоит Белоруссия, которая, хотя тоже регулярно получает из России переводы многочисленных мигрантов, помимо этого экспортирует калийные удобрения, нефте-продукты, трактора и большегрузные автомобили.

По уровню развития экономик две группы стран различаются радикально: подушевой ВВП в Таджикистане – $795, в Белоруссии – $6233, в Казахстане – $8500, а в России – $11 806 (почти в 15 раз больше, чем в Таджикистане). Единственное, что объединяет всех собравшихся, – это высокая экономическая зависимость от России, которая с кризисом только усугубилась.

Экономический спад в России в первую очередь ударил по карману самых бедных соседей. Речь не только о сокращении рабочих мест, заработков и, как следствие, резком уменьшении денежных переводов (по оценке МВФ, на 20–30%).

Если рабочие возвращаются из-за границы в родные страны, то там начинает расти безработица. А падение курса рубля по отношению к доллару вынуждает соседей по «Евразэс» девальвировать свои валюты, иначе подешевевший рубль сделает их экономики менее конкурентоспособными.

На Белоруссии российские трудности сказались уменьшением экспорта почти вдвое, что привело к резкому замедлению экономического роста, обвалу промышленности и увеличению запасов непроданной продукции до 90% от месячных объемов производства.

Страдает от сокращения товарооборота с Россией и Казахстан, для которого главная опасность еще впереди. Она связана с российским рынком недвижимости: казахстанские банки серьезно вложились в российские строительные проекты и дальнейшее падение цен на недвижимость может подкосить финансовую устойчивость банковской системы соседей. Разве что Туркмения пока чувствует себя неплохо, продавая свой газ по долгосрочным контрактам, где цена с девятимесячным отставанием следует за нефтяными котировками.

Постсоветским странам и раньше не удавалось действовать сообща. Например, продвигаемый Россией валютный союз молчаливо бойкотируется: участники «Евразэс» заключили соглашение о его создании еще в 2006 г., а воз и ныне там. Похоже, что нынешний «антикризисный план» – всего лишь попытка под предлогом общей борьбы с трудностями сдвинуть с мертвой точки реализацию каких-то старых планов. Если не по валютному союзу, то по вступлению в ВТО, куда Россия теперь будет идти единым пулом с Белоруссией и Казахстаном (подробности на стр. А3).