От редакции: Игра в развитие

Вчера Минпромторг прогремел на всю страну как возможный спаситель рабочих «АвтоВАЗа». Для этого замминистра Станиславу Наумову всего лишь пришлось упомянуть в докладе на конференции «Ведомостей» о проекте создания технопарка по производству игр, игрушек, велосипедов и электромобилей в Тольятти. Новость быстро разошлась по онлайновым СМИ, инициативу поддержал официальный профсоюз «АвтоВАЗа». При известном комизме ситуации (не смогли делать взрослые автомобили – будете делать игрушечные) новость вроде бы хорошая: власти при поддержке бизнеса (проект предложен Национальной ассоциацией игрушечников и компанией «Гранд тойз») делают попытку диверсификации трудового рынка одного из самых проблемных моногородов России. Тем более что «АвтоВАЗ» наконец созрел для массовых сокращений.

Но, к сожалению, в этом случае развитие игрушечного бизнеса наследует основные родовые травмы бизнеса взрослого и рискует пойти по его печальному пути.

В докладе замминистра употребляются слова «технопарк» и «технозона», которые не всегда являются синонимами. Непонятно, идет ли речь о небольшом технопарке, создаваемом местной властью, или об особой экономической зоне (ОЭЗ), регулируемой на федеральном уровне. Амбиции большие: производство полного цикла игрушек из пластмассы и развивающих игр, сборочные производства велосипедов и электромобилей из импортных комплектующих с последующей локализацией. Если это будет особая зона, перспективы тоже не ясны: у ОЭЗ много законодательных ограничений, а кризис сильно сократил возможности инвестирования (прежде всего властей в инфраструктуру).

Непонятен выбор профиля производства. Возможно, под игрушки и велосипеды легче переориентировать площадки «АвтоВАЗа», но делались ли оценки рынка? Сейчас даже при 15%-ной импортной пошлине на большинство видов игрушек и 15–20%-ной на велосипеды рынок предпочитает импорт. Например, игрушки в России на 70% китайские. Сделать массовое производство игрушек дешевле, чем в Китае, и производство велосипедов качественнее, чем в США, будет, мягко говоря, трудно. И на этом пути производители обязательно попросят поднять пошлины, потом – запретить правый руль у электромобилей. А потом как бы не дошло до массовых сокращений.