Статья опубликована в № 2444 от 16.09.2009 под заголовком: От редакции: Игра в развитие

От редакции: Игра в развитие

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Вчера Минпромторг прогремел на всю страну как возможный спаситель рабочих «АвтоВАЗа». Для этого замминистра Станиславу Наумову всего лишь пришлось упомянуть в докладе на конференции «Ведомостей» о проекте создания технопарка по производству игр, игрушек, велосипедов и электромобилей в Тольятти. Новость быстро разошлась по онлайновым СМИ, инициативу поддержал официальный профсоюз «АвтоВАЗа». При известном комизме ситуации (не смогли делать взрослые автомобили – будете делать игрушечные) новость вроде бы хорошая: власти при поддержке бизнеса (проект предложен Национальной ассоциацией игрушечников и компанией «Гранд тойз») делают попытку диверсификации трудового рынка одного из самых проблемных моногородов России. Тем более что «АвтоВАЗ» наконец созрел для массовых сокращений.

Но, к сожалению, в этом случае развитие игрушечного бизнеса наследует основные родовые травмы бизнеса взрослого и рискует пойти по его печальному пути.

В докладе замминистра употребляются слова «технопарк» и «технозона», которые не всегда являются синонимами. Непонятно, идет ли речь о небольшом технопарке, создаваемом местной властью, или об особой экономической зоне (ОЭЗ), регулируемой на федеральном уровне. Амбиции большие: производство полного цикла игрушек из пластмассы и развивающих игр, сборочные производства велосипедов и электромобилей из импортных комплектующих с последующей локализацией. Если это будет особая зона, перспективы тоже не ясны: у ОЭЗ много законодательных ограничений, а кризис сильно сократил возможности инвестирования (прежде всего властей в инфраструктуру).

Непонятен выбор профиля производства. Возможно, под игрушки и велосипеды легче переориентировать площадки «АвтоВАЗа», но делались ли оценки рынка? Сейчас даже при 15%-ной импортной пошлине на большинство видов игрушек и 15–20%-ной на велосипеды рынок предпочитает импорт. Например, игрушки в России на 70% китайские. Сделать массовое производство игрушек дешевле, чем в Китае, и производство велосипедов качественнее, чем в США, будет, мягко говоря, трудно. И на этом пути производители обязательно попросят поднять пошлины, потом – запретить правый руль у электромобилей. А потом как бы не дошло до массовых сокращений.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more