«Золотой век» Америки - в будущем

Владислав Иноземцев

Не все книги, становящиеся частью общемировой дискуссии, сразу переводятся на русский. Но знать о них стоит. Мы продолжаем публикацию цикла из 12 книг о геополитике, вышедших в 2008–2009 гг.

Книга четвертая: Friedman, George. The Next 100 Years: A Forecast for the 21st Century, New York, London, Toronto: Doubleday, 2009

Полная противоположность работе Д. Муази («По-новому об известном», «Ведомости» от 18.09.2009) – новая книга основателя американского экспертного центра Stratfor Джорджа Фридмана. По степени смелости и аргументированности ее можно сравнить разве что с трудами российских титанов мысли вроде Михаила Хазина и Игоря Панарина. Фридман – это своего рода «новый русский» американской геополитики.

Он не сомневается в торжестве Америки в XXI в., так же как российские политологи-патриоты – в возрождении России. «Золотой век» Америки – не в прошлом, а в будущем. ХХ столетие, считает автор, не было американским; таковое началось лишь с крахом СССР в 1991 г. В новом веке США останутся доминирующей силой по причинам географического, демографического, технологического и культурного порядка. Они властвуют над двумя океанами, их экономика сильнее, чем кажется, но что самое важное – все их потенциальные оппоненты суть политические пигмеи.

Западная Европа для Джорджа Фридмана – стареющий континент, пребывающий в перманентном политическом хаосе. Кто из «официальных» российских политологов с ним не согласится? Но автор идет дальше: по его мнению, Китай – колосс на глиняных ногах. Он скреплен не идеологией, а преходящим экономическим успехом, в геополитическом же отношении он «загнан в западню»: на севере – непроходимая Сибирь, на западе – пустыни, на юго-западе – горы. В стране якобы идет борьба кланов, а мир с опаской взирает на китайские достижения. Поэтому самое позднее к 2020 г. Поднебесная придет в упадок и будет разделена между другими игроками не хуже чем во времена опиумных войн. Доказательства? А кому они нужны?

России стратег отводит чуть больше времени: хотя в 2010-х гг. ей удастся реинтегрировать Украину и Белоруссию, к 2030-му она распадется, как и Китай (причем при странных обстоятельствах, к которым мы еще вернемся). В общем, хотя у Америки не слишком-то много средств для контроля над миром, опасных соперников у нее пока нет, уверен автор.

Оригинально. Но, может быть, они появятся позже? Фридман называет три новые сверхдержавы XXI в.: Япония, Турция и... Польша. Почему именно они? Отчасти потому, что эти страны имеют исторические военные традиции, отчасти потому, что они знали имперские времена, которые стремятся вернуть, отчасти... наверное, просто потому, что эксперту того хочется. В общем, XXI столетие будет временем брутальной политики по Макиндеру и Махану, эпохой краха империй и войн, появления и распада новых геополитических союзов. Каким же окажется сценарий наступившего века?

Вначале распадется Китай. По мере его упадка Россия отчасти восстановит свою сферу влияния, пользуясь энергетическим оружием – скважинами и трубой. На этой почве она сблизится с Германией, что вызовет тревогу Польши. США поддержат поляков, и России придет конец (хотя ее нужно было добить еще в 1990-е, глубокомысленно замечает автор). Результатом окажется «политический вакуум в Евразии – от Тихого океана до Карпат», который заполнят две новые сверхдержавы – Япония и Турция. Но это равновесие будет недолгим: уже к 2050 г. Турция, Япония и та же... Польша начнут войну против США – и лишь после победы в ней Америка вступит в эпоху процветания. Закончится она, правда, довольно скоро – к 2080 г., когда оспаривать доминирование США решится... Мексика. В общем, буйство фантазии.

Если бы такая книга вышла в России, я бы не удивился. У нас часто пишут о банкротстве и распаде Америки – почему бы американцам не сказать того же о Китае и России? Но традиции анализа в США казались мне слишком сильными, чтобы ожидать увидеть столь «новорусское» произведение, тем более в списках бестселлеров. Видимо, все меняется и фантастический бред в чести не только у нас, но и за океаном. Замечу: революционные идеи американского эксперта восторженно встретили его методологические единомышленники в России: изложению книги посвящена почти половина майского выпуска журнала «Политический класс». Кое-кто кое-кого видит издалека, гласит народная пословица.