Киото: Россия опять оказалась не у дел

Почему-то у нашей страны в лице нескольких составов правительства, не получается извлечь пользу  не из глобального договора о торговле ВТО, куда мы так и не вступили, ни из механизма Киотского протокола. По поводу последнего, гордость от того, что когда-то именно голос России стал решающим в запуске этого мирового движения, сменилась разочарованием и обидой. Именно Россия, похоже единственная, ничего положительного их этого процесса не извлекла.

Сейчас правительство устало переписывает постановление о мерах по реализации от Киотского протокола и, похоже, просто боится проявить хоть какое-то к нему отношение….. .

Россия ратифицировала протокол еще в ноябре 2004 г., а в феврале 2005 г. он вступил в силу. С марта 2008 г. Минэкономразвития принимало заявки на утверждение конкретных совместных проектов. В ведомство подано около 40 проектов, позволяющих сократить выбросы более чем на 115 млн т. Но ни один из проектов Минэкономразвития так и не рассмотрело.

Еще 1 октября министр экономразвития Эльвира Набиуллина отправила в аппарат правительства проект постановления "О мерах по реализации положений статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата". Это единственный доступный нам механизм торговли квотами Ст. 6 позволяет привлекать средства иностранных партнеров в обмен на снижение выбросов парниковых газов, а фактически — продавать сокращение выбросов (в форме особых единиц — эквивалента диоксида

углерода). 

Предполагалось, что в октябре пройдет заседание президиума правительства по ограничению выбросов парниковых газов. Но его отменили и предпочли обсуждать Киотский вопрос кулуарно, без публики - на рабочем совещании первого вице-премьера Игоря Шувалова. Постановление переписывают уже месяц и, как рассказывают чиновники, день ото дня оно становится жестче и жестче. Условия создают такие, что реализовать проект смогут только избранный десяток компаний. И то не факт.

В начале декабря в Копенгагене на международной Конференции ООН все ждут решающих переговоров по дальнейшему движению к глобальному международному договору об изменении климата. Это соглашение обычно называют пост–Киотом или Киотом-2, которое будет действовать с 2013 по 2020 гг.  И похоже, речь при подготовке Копенгагенского соглашения идет уже не совсем  о климате, а о механизмах мировой торговли, разделении труда и рынков между так- называемыми развитыми и развивающимися странами, о создании структур и институтов для глобального перераспределения инвестиционных потоков на десятилетия вперед, о новых методах обеспечения открытости рынков и допустимых механизмах национального протекционизма, одним словом об инновациях в мировой экономике. Идет жесткий передел сфер влияния и позиций между странами и народами на дальнюю перспективу . Россия опять не у дел.

Думаю, что высказать по этому поводу правительству вообще не хватит духа высказаться.  Вот и переписывают с особым рвение постановление "О мерах реализации …".  Нетрудно предположить, что в нем наверняка окажется  "Перечень мероприятий …"

Евгения Письменная, обозреватель газеты "Ведомости"