Для модернизации России нужно много модернизаторов

В стране продолжается активный поиск модернизаторов. Своеобразного передового инновационного класса, который бы откликнулся на призыв Дмитрия Медведева. Любопытно, что все больше людей сходятся во мнении, что успех этой модернизации тесно связан с искренностью президента. Одни считают, что надо дать ему шанс. Другие настроены более скептично. Они вроде и согласны поддержать президента, но требуют теста на чистоту намерений. Раньше они просили отставок. Теперь – хоть чего-нибудь осязаемого.

Размышляющие чаще всего сходятся в том, что если у Медведева не получится, то не получится ни у кого и коллапс неизбежен. Модернизационное большинство признано отсутствующим. Я вот лично с интересом прочитал, что для запуска модернизации в России достаточно 3% от работающего населения. Тем самым рушится версия о неком большинстве неравнодушных, которых просто никак не пускают во власть. Ранее предлагалось сломать институты, которые мешают этому большинству реализовать свои таланты и способности. Теперь же выходит, что нужно просто наскрести 2 млн человек. Которые вообще-то партию свою не смогут провести в парламент. Даже если вернуться к старым избирательным барьерам.

Раньше была иллюзия, что число модернизаторов увеличится естественным путем – за счет убыли населения с родовой советской травмой. Но теперь мы с удивлением можем обнаружить, что среди поколения рожденных после коллапса СССР есть немало защитников советской патерналистской системы.

Выходит, что увеличения доли модернизаторов за счет демографии ждать не приходится. А если мы признаем, что модернизаторы в обществе есть и будут в существенном меньшинстве, то демократическим путем модернизацию они не проведут. Потому что власть они просто не получат как раз в силу малочисленности. Если, конечно, не произойдет крушения самого государства.

Выходит, что модернизация возможна только сверху. Интересно, что в последнее время растет число сторонников своеобразной «контрабандной модернизации». Ее суть заключается в попытке обмануть существующую бюрократию и другие инерционные социальные группы, которые привыкли извлекать самые разнообразные виды ренты. И втайне вырастить новые инновационные центры. Такая модернизация может быть запущена волею президента, который должен как-то связаться с модернизационным меньшинством в обход существующих коммуникационных лифтов. Сформировать тайных «комиссаров модернизации», которые должны создать что-то типа закрытых лицеев для воспитания новой элиты, способной к прорывам. Схема, конечно, не бесспорная. И заведомо недемократичная. Ведь когда эти люди будут предъявлены инерционному большинству, то последнее нужно будет как-то подвигать.

Так что, возможно, у нас и появился слой модернистов-утопистов. Но все же их модели честнее, чем истории про миллионы людей, мечтающих заняться своим бизнесом и жить своим умом по принципу «не мешайте действовать».