Из России бегут журналисты

Известный журналист, руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов покинул Россию и уехал в Грузию. «Главная причина моего переезда – это ситуация, сложившаяся в последнее время в России. Когда в стране нет свободы слова, объективной информации и народ боится свободно выражать свое мнение, это связано с политикой», – заявил он. В Грузии он намерен преподавать на факультете журналистики в Университете им. Ильи Чавчавадзе и вести передачи на телевидении. Серьезные неприятности у Панфилова начались после пятидневной российско-грузинской войны в августе 2008 г. Тогда журналист неоднократно высказывался вразрез с официальной позицией Москвы и публично называл происшедшее российской агрессией. После этого хакеры регулярно атаковали сайт центра и блог Панфилова, неизвестные под различными псевдонимами постоянно угрожали ему в комментариях на блоге и по электронной почте.

Летом 2004 г. на НТВ прекратился выход передачи «Свобода слова». Официальные лица телеканала объясняли ее закрытие низкими рейтингами. Ведущий Савик Шустер говорил в интервью СМИ: «Мне было сказано не генеральным директором НТВ, а человеком поважнее – ее закрыли «потому, что она расшатывала основы государства». В 2005 г. Шустер переехал на Украину, где вел одноименную передачу на канале ICTV, а затем другие программы на каналах «Интер» и «Украина».

Корреспондент журнала The New Times гражданка Молдавии Наталья Морарь, прожив шесть лет в Москве и имея разрешение на работу и регистрацию по месту жительства, была в декабре 2007 г. депортирована в Кишинев на основании распоряжения центрального аппарата ФСБ. По официальной версии, Морарь лишили права въезда в страну согласно первому пункту 27-й статьи закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». По этой норме не разрешается приезд тех, кто может нанести ущерб «обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку либо защите здоровья населения». Морарь не пустили в Россию и после того, как она стала женой российского гражданина Ильи Барабанова и, соответственно, получила право на российское гражданство.

В том же 2007 г. Россию вынуждена была покинуть Манана Асламазян, глава неправительственной организации «Интерньюс», которая занималась обучением региональных журналистов.

Против нее возбудили уголовное дело по обвинению в контрабанде валюты. И хотя сама статья, по которой пытались привлечь к ответственности Асламазян, была признана в мае 2008 г. противоречащей Конституции, воспитатель журналистов не вернулась домой – проверки и изъятия документов в рамках уголовного дела уничтожили организацию.

В 2008 г. политическое убежище на Украине получил кузбасский журналист Александр Косвинцев, который конфликтовал с губернатором Аманом Тулеевым и его окружением. Летом того же года покинула Россию и осталась во Франции Роза Мальсагова, главный редактор закрытого по решению суда сайта Ingushetia.ru. «Я опасаюсь за себя и своих детей, в связи с чем была вынуждена покинуть Россию. Прошу перевести меня на должность заместителя главного редактора. Я намерена продолжать работать и здесь чувствую себя в безопасности», – писала она коллегам. В сентябре нынешнего года уехал жить в Таиланд бывший главный редактор издания «Морской бюллетень Совфрахт» Михаил Войтенко, который стал известным благодаря публикациям о скандальном захвате сухогруза Arctic Sea. По словам самого Войтенко, «валить» за границу от него требовали сотрудники правоохранительных органов, недовольные раскрытием информации.

Наши коллеги часто уезжают в страны, которые не являются лидерами в соблюдении свободы слова. Украина заняла в рейтинге организации «Репортеры без границ» 90-е место (87-е в 2008 г.), Грузия – 81-е (120-е в 2008 г.). Но в России хуже – в этом году в классификации «Репортеров» она опустилась со 141-го на 153-е место.