Статья опубликована в № 2601 от 11.05.2010 под заголовком: Конъюнктура: Испытание трубой

Украине заплачено за то, чтобы она смирилась с потерей статуса транзитера

После краткосрочных праздников мы вновь возвращаемся к актуальной повестке дня, где значимое место занимает Украина. Не успели улечься страсти вокруг соглашения, прозванного «газ в обмен на флот», как последовало шумное предложение об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза». Было много шума о том, что Россия слишком дорого платит за флот, который не имеет стратегической значимости. Но, возможно, платит Россия вовсе не за флот.

Есть версия о том, что негласно сделка предполагала укрепление кооперации в других секторах экономики. И стоит трезво посмотреть на возможности Украины: очереди из желающих вкладывать деньги в ее экономику мы не наблюдаем. Да, Россия не выглядит благоприятной для инвестиций страной, но на Украине ситуация с нужными для бизнеса институтами еще тяжелее. Так что российские инвестиции выглядят для многих предприятий спасением.

Возможно, заплачено Украине и за то, чтобы она смирилась с будущей потерей статуса страны – транзитера газа без лишних эмоций. Ведь в условиях обострения конкуренции на европейском газовом рынке любой инцидент с транзитом больно ударит прежде всего по России. И Украина стала понимать, что обходные трубопроводы – не просто элемент давления. Да, строительство «Северного» и «Южного потока» гораздо дороже, чем использование уже существующей трубопроводной системы. Но Украина научилась пользоваться своей монополией, а ЕС отказывается решать эту проблему, считая, что транзит – это зона ответственности поставщика газа.

Украина периодически прямо намекала на то, что, если ей не пойдут на уступки в вопросе цены на газ, она вынуждена будет пойти на крайнюю меру – несанкционированный отбор газа. Но теперь она вполне могла понять, что через 7–8 лет в ее транзитных услугах уже не будут нуждаться. И готовы заплатить ей за спокойную утрату транзитного статуса.

Тут и следует последнее весьма жесткое предложение о поглощении «Нафтогаза» «Газпромом». Оно экономически выгодно всем сторонам. Россия получает действительно более дешевый вариант транзита, защищенный от политических рисков. У ЕС будет ясность в вопросе, кто же отвечает за транзит. Украине оно позволяет решить три проблемы. Сохранить статус транзитной страны. Найти $2,5 млрд на ремонт и модернизацию ГТС. Погасить долг, приближающийся к $6 млрд.

Но тут, как говорится, нужна политическая воля. Украинскому президенту нужно сказать избирателям, что труба без российского газа – не достояние, а железки в земле. Тем более что «Нафтогаз» не является собственником трубы и нужно будет принимать соответствующий закон. Что неизбежно связано с новыми политическими скандалами.

Так что пока мы предпочитаем по-прежнему пугать друг друга. Россия настаивает на том, что «Южный поток» все равно будет. А Украина продолжает говорить о необходимости строительства собственного СПГ-терминала. Так что пока мы не можем честно говорить друг с другом о взаимных экономических интересах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать