Законы меняются слишком часто

Отечественные депутаты в минувшую весеннюю сессию установили рекорд скорости законотворчества. Менее чем за полгода они приняли 249 законов, улучшив прежнее достижение весны 2007 г. на 22 закона. Депутаты объясняют свои успехи высокой законодательной активностью президента. Парламентариям помогли также поправки в регламент, упростившие порядок обсуждения. Теперь выделяется всего один час во время каждого заседания на принятие решений по всем законам вне зависимости от того, в каких они чтениях. Почти 250 законов – не предел. Один из лидеров доминирующей фракции не без гордости предложил ждать новых рекордов.

Некоторые законодательные новеллы нынешней сессии – смягчение ответственности за отдельные экономические преступления, запрет предварительного содержания под стражей предпринимателей – давно назрели. Но задумываются ли депутаты, как сказывается их скорострельность на законодательстве и – опосредованно – на жизни сограждан? Желание стать ударниками законодательной ветви иногда приводит к появлению странных идей – вспомним недавнюю инициативу клеймить чиновников, осужденных за коррупцию, или весенний проект сажать, как в сталинские времена, 12-летних детей. Но дело не в отдельных одиозных инициативах. Вадим Волков, Арина Дмитриева и Денис Примаков из Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге показали в недавнем исследовании, что большое количество принимаемых законов негативно отражается на их качестве.

Россия не лидер среди бывших социалистических стран по числу принятых законов. В 1999–2009 гг. Госдума ежегодно принимала 256 законов, существенно отстав от Литвы (388 законов), уступив также Болгарии (291) и Латвии (258). Для сравнения: Чехия в этот же период принимала 77 законов. Но пик активности парламентов Литвы, Латвии и Болгарии приходится на 2004 г., когда эти страны вступали в НАТО и Евросоюз и должны были гармонизировать свое законодательство с европейским. Затем парламенты этих стран существенно снизили число принятых законов.

Государственная дума последних трех созывов постоянно (за исключением 2003 г. и первых послевыборных лет) увеличивает число законов. В 2000 г. нижняя палата российского парламента одобрила 182 закона, в 2002 и 2004 гг. – 226, в 2007 г. – 341, в 2009 г. – 394.

Россия регулярно меняет и правит ключевые кодексы, которые влияют на другие законы и определяют правоприменение. Четвертая Дума (2004–2007 гг.) внесла 75 изменений в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Бюджетный кодекс изменялся 23 раза. Вторая часть Налогового кодекса – 96. Но самый наглядный пример поспешности разработчиков и обсуждавших проект законодателей – принятые в 2002 г. Арбитражный процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы. В первый из них было внесено 130 поправок, во второй – около 600 (!). Ошибки законодателей стали причиной многих жалоб россиян в Конституционный суд. В 2002–2009 гг. КС принял 12 постановлений, касающихся применения Гражданского процессуального кодекса, 10 – Уголовно-процессуального и семь – Арбитражного процессуального.

Дума часто правит кодексы и нередко принимает закон, чтобы вскоре отменить его и принять прямо противоположный. В 2008 г. депутаты разрешили водителям употреблять алкоголь, чтобы содержание спирта в крови не превышало 3 промилле, а недавно сделали обязательным нулевое содержание алкоголя. Постоянные изменения законов ведут к правовой нестабильности, ухудшают условия для бизнеса, снижают приток инвестиций. Затрудняется и контроль за законотворческим процессом со стороны общества. Некоторые граждане и предприниматели предпочитают не следить за правовой чехардой, а придумывать способы обходить закон. Бурное законотворчество и погоня за числом законов должны уступить место планомерному и выверенному совершенствованию права.