Статья опубликована в № 2702 от 30.09.2010 под заголовком: От редакции: Медведев и воеводы

Медведев меняет губернаторов чаще, чем Путин

Непривычный для современной России шум из-за отставки Юрия Лужкова еще раз говорит об исключительности фигуры и политическом весе бывшего московского мэра. Но громкий скандал лишний раз подчеркивает и то, что замена губернаторов стала рутинной и незаметной процедурой, в которой участвует крайне ограниченный круг лиц. Два с половиной года президентства Дмитрия Медведева стали периодом наиболее массовой смены глав регионов. Лужков стал 34-м губернатором, который лишился своего поста с момента инаугурации Медведева в мае 2008 г. Путин за три года действия нового порядка наделения полномочиями, в 2005–2008 гг., назначил 25 новых руководителей в 24 региона (в Иркутской области губернаторы менялись дважды), 26 некогда избранных губернаторов сохраняют посты.

Причин для более частых, чем раньше, замен губернаторов несколько. В 2008–2010 гг. истекали сроки полномочий губернаторов, выигравших последние избирательные баталии 2003–2004 гг., и тех, кого назначили или переназначили в 2005–2006 гг. Но дело не только в календаре. Обновление губернаторского корпуса по нынешним лекалам, вероятно, было частью договоренности между Путиным и Медведевым при передаче власти. Не случайно нынешний президент не раз твердо высказывался против восстановления выборов губернаторов. Медведеву нельзя отказать в последовательности: он отправил на заслуженный отдых или синекуру многих региональных тяжеловесов, которых по разным причинам предпочел не трогать его предшественник. Достаточно назвать, кроме Лужкова, Минтимера Шаймиева, Муртазу Рахимова, Николая Федорова, Эдуарда Росселя, Владимира Чуба и Егора Строева, руководивших регионами от 15 до 20 лет. Из 34 губернаторов, покинувших с разными формулировками свой пост при Медведеве, 28 (а если считать Романа Абрамовича – 29) можно отнести к представителям прежней региональной элиты, получившей легитимность из рук избирателей. Игорь Есиповский погиб в авиакатастрофе.

Но называть Медведева продолжателем кадровой политики Владимира Путина не стоит.

Нынешний президент, в частности, уволил бывших генералов ФСБ Мурада Зязикова (Ингушетия) и Владимира Кулакова (Воронежская обл.), которых избранными можно считать с большой долей условности, за явные промахи в работе, несмотря на их прежние заслуги на чекистском поприще. В отличие от Путина Медведев не дожидался, пока назначенцы его предшественника Георгий Боос, Валерий Потапенко и Николай Колесов доведут ситуацию до точки кипения (или, наоборот, замерзания) – как это случилось с губернатором ныне ликвидированного Корякского округа Владимиром Логиновым, который лишился доверия только после срыва отопительного сезона зимой 2004/05 г.

Нынешняя кадровая политика Кремля более понятна и предсказуема, чем прежде. Администрация президента при оценке работы руководствуется не только личными предпочтениями, но и известными заинтересованной публике критериями эффективности (насколько они обоснованны и как точно с их помощью можно оценить деятельность главы региона – другой вопрос).

Похоже, Медведев и его помощники более кропотливо, чем предшественники, работают с потенциальными кандидатами на вакантные посты. Возможно, поэтому ему пока удается избегать назначений кандидатов, продвигаемых влиятельными лоббистами, которые вскоре демонстрируют неспособность управлять регионом и требуют быстрой замены, как это случилось с Александром Тишаниным (Иркутская обл.) и Колесовым (Амурская обл.).

Существенная черта кадровой политики нынешнего президента – он не боится назначать на ответственные посты известных политиков, привыкших к публичным дискуссиям, что проявилось в назначении оппозиционера Никиты Белых губернатором Кировской области и судьи Конституционного суда Бориса Эбзеева – президентом Карачаево-Черкесии. Наконец, как показывают события в Ингушетии, Калининградской области и Карачаево-Черкесии, Кремль склонен прислушиваться к требованиям общественности о замене негодных управленцев. Одно из ноу-хау Дмитрия Медведева – публично объявленный кадровый резерв – оставляет весьма двойственное впечатление. В списке резервистов слишком много аппаратных функционеров: руководителей секретариатов высокопоставленных чиновников и депутатов, их помощников, советников и даже референтов. Возможно, причина в том, что работой с персоналом в Кремле занимаются скрытые от общества кадровики, отбирающие претендентов по тайным показателям. При таком противоречивом подходе к подбору кандидатов в губернаторы мы вновь можем столкнуться с непонятными для общества и экспертов назначениями. В том числе и при подборе претендентов на вакантную должность столичного мэра.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать