Статья опубликована в № 2737 от 19.11.2010 под заголовком: Вещь недели: Турпутевка

Развитие интернета ставит под вопрос существование туристического бизнеса

Коллизия с «Капитал-туром», арест счетов которого слегка похоронил надежды некоторых российских граждан провести праздное время под солнцем у моря, вполне показательна для этого бизнеса. Потому что какие такие активы имеются у обычного туристического оператора? Если не брать в расчет оргтехнику, то ничего материального не видно – только деловые связи и репутация, которые дорогого, конечно, стоят, но в соединении с чем-нибудь таким, что можно пощупать или пересчитать. Содержание туристического бизнеса состоит в том, что он делает всякие муторные дела вроде бронирования гостиниц и билетов за тех, кому категорически неохота всем этим заниматься. Но чужая лень – актив очень и очень недорогой.

Когда речь идет о так называемом индивидуальном туризме, вообще непонятно, зачем нужен турагент: выбери себе маршрут, покопайся в интернете – найдешь все, что нужно, а если займешься этим заранее, то еще и дешево получится. Вроде бы турагент важен для группового туризма, где за счет масштаба турбизнесмены могут получать гигантские скидки на гостиницы и авиаперелеты и потом слегка делиться этими скидками с клиентами. Но и этот вид турбизнеса, мне кажется, постепенно отомрет, поскольку авиакомпании и гостиницы и сами вполне в состоянии выкатить дешевые предложения и не делиться маржей с турагентами. Причем, что особенно важно для туристов, в отличие от турагентов, у которых, как мы знаем, из активов одна репутация и связи, авиакомпании и гостиницы располагают реальными самолетами и номерами.

Так что удивительно, что бумажка под названием «турпутевка» до сих пор все-таки имеет хоть какое-то значение. Турбизнесу надо молиться, чтобы не перевелись на Руси богатыри и богатырши, которым не жалко денег, лишь бы на печи лежать. Но такие истории, как с «Капитал-туром», в конце концов как следует навредят репутации отрасли в целом – и заставят даже самых ленивых перестать доверять турагентам и заняться организацией отдыха самостоятельно. Тем более что россияне все более массово овладевают интернетом и вскоре никаких конкурентных преимуществ у туристического бизнеса не останется.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать