Что ждет мир после краха евро

Еще одна битва за евро закончилась победой: министры финансов Евросоюза в минувшие выходные согласовали пакет финансовой помощи для Ирландии объемом 85 млрд евро. Ирландские бумаги пошли вверх, тревога инвесторов идет на убыль.

Время пить шампанское? К сожалению, нет. Проблемы Евросоюза никуда не делись: общая монетарная политика не подкреплена единой налоговой и бюджетной, что по-прежнему дает части стран ЕС возможность пользоваться плодами труда более рачительных соседей.

А денег не хватит даже для того, чтобы решить уже накопленные проблемы. Инвесторы и аналитики сомневаются, что у еврозоны достаточно средств, чтобы после Греции и Ирландии начать спасать Португалию, а затем, возможно, и Испанию, четвертую по величине экономику региона. Главный экономист Citigroup Уиллем Баутер подсчитал, что для спасения европейских стран от дефолтов нужно 2 трлн евро, причем половина этой суммы – прямо сейчас.

Все это заставляет задуматься о том, что совсем недавно казалось совершенно безумной идеей. Об исчезновении евро.

Представим, что самое страшное случилось: волна дефолтов привела к масштабному неуправляемому кризису и страны еврозоны решили мирно разойтись по домам. Что тогда произойдет с остальными странами и глобальной экономикой в целом?

Первое, что приходит на ум, – никому мало не покажется. Ведь евро – вторая в мире по важности валюта после доллара. Кроме того, из 10 крупнейших мировых экономик четыре используют евро в качестве национальной валюты. Плюс национальные валюты нескольких африканских стран напрямую привязаны к евро. А для многих государств (таких, как Россия, например) Евросоюз – это важнейший торговый партнер.

Поэтому сразу после краха единой европейской валюты, скорее всего, последует паника и неразбериха. Мировые фондовые рынки рухнут, инвесторы побегут покупать американские облигации, как они обычно делают в трудные времена. Тогда процентные ставки в США снизятся, а сырье подорожает. Заметно укрепится и доллар, во всяком случае в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Сейчас многие страны используют евро в качестве резервной валюты – например, около половины российских международных резервов номинированы в евро. Государствам придется искать единой европейской валюте какую-то замену.

Возможно, альтернативой евро для размещения резервов может со временем стать возрожденная немецкая марка. Но, во-первых, это произойдет не сразу, а во-вторых, вряд ли государства захотят рассчитывать на марку в той же мере, как на евро. Остается безальтернативный доллар – инвесторы и аналитики убеждены, что равноценной замены ему нет и не предвидится, несмотря на все внутренние экономические проблемы США. Это усилит и без того серьезные дисбалансы мировой экономики.

Крах евро, скорее всего, приведет к новому витку валютных войн. Гонка девальваций продолжится ради повышения цен на импорт и удешевления экспортных товаров.

Все это приведет к беспорядочным торговым войнам и в конечном счете ослабит не только всех участников, но и их соседей.

Непосредственно странам Европы придется очень нелегко – им предстоит пройти болезненный период перестройки. Например, Германия, безусловно, выиграла от введения евро и с его отменой лишится ощутимой доли экспорта.

В случае упразднения евро расходы на ведение бизнеса в странах ЕС вырастут хотя бы потому, что неизбежно повысятся издержки на многочисленные обменные операции. Европейским компаниям придется заплатить и за риски множественного колебания обменных курсов. Все это означает более высокие торговые издержки и замедление экономического роста в Европе. Хотя, возможно, падение евро даст возможность каким-то другим странам выдвинуться в лидеры.

Но вот для России исчезновение евро в краткосрочной перспективе сулит даже некоторые дивиденды: как мы говорили, после первого шока должны повыситься в цене сырьевые товары, которыми мы торгуем.

Но в современной экономике политика «разори соседа» больше не приносит выгоды. Банкротство соседа тут же влечет проблемы и для всех остальных, поэтому исчезновение евро вряд ли состоится. Легче представить, что конкуренты Евросоюза (США и Япония) объединяются для коллективных интервенций в поддержку евро, чем поверить в реализацию сценария, описанного в этой статье.

Более вероятно другое – в ближайшие годы доллар и евро останутся на мировой арене, но будут девальвироваться не по отношению друг к другу, а к сырью и, соответственно, к сырьевым валютам. Для российского рубля это открывает большие перспективы.