Электронное правосудие

Уже в ближайшее время должна произойти технологическая и организационная адаптация к приему процессуальных документов (исков, жалоб, заявлений, ходатайств etc.) в электронной форме. Судебные споры смогут рассматриваться в режиме видеоконференцсвязи. Ну не космос ли? Вот уж, поистине, повезло специалистам, профессионально занимающимся судебно-арбитражными спорами, поскольку никто не знает, какая судьба ожидает Сколково, а на нашем поприще своя Силиконовая долина уже функционирует и продолжает развиваться. И очень бы хотелось надеяться, чтобы достигнутые в системе арбитражных судов открытость и функциональность не остались в качестве анклавного успеха и достижения, а были восприняты всеми институтами государственного управления.

На днях Президент России Дмитрий Медведев распорядился подготовить план поэтапного перехода к электронному правосудию. Тем самым, реформе судебно-правовой системы дан новый толчок и придано новое ускорение. Вроде бы, о процессе "электронизации" судопроизводства уже много сказано, однако очередное упоминание об электронном правосудии напомнило мне о полемике в отношении того, можно ли чиновникам иметь Интернет-дневники и свободно излагать свои мысли во всемирной паутине.

Сторонники запрета на ведение блогов говорят о том, что власти должна быть присуща сакральность, она должна быть окутана ореолом таинственности, участие чиновников различного уровня в блогосфере может подорвать авторитет власти. Их противники, наоборот, ратуют за повсеместное участие государственных деятелей в общественной жизни посредством общения через Интернет. В этом им видится претворение в жизнь принципа свободы слова, выражения мнений, а также формирование в глазах сограждан образа, с одной стороны, просвещенного государственного чиновника, а с другой - восприятие его таким, какой он есть на самом деле.

Мне в большей степени импонирует более демократичная и современная позиция, но с рядом оговорок. Чиновник просто обязан выверять все сказанное и предварительно подвергать самоанализу размещаемую в блоге информацию. Это обусловлено тем, что, по большому счету, государственный муж не может быть таковым с 9 до 18 часов, превращаясь затем, как по мановению волшебной палочки, в частную персону. Любое сказанное или написанное им слово вне зависимости от того, где и в какое время суток оно сказано (сделаем одну оговорку - за исключением круга родных и близких), будет расцениваться как позиция не конкретного физического лица, а позиция должностного лица, органа, института власти. Наверное, это стоит отнести на счет тех "вериг", которые человек должен осознанно примерять на себя перед походом в государственную власть. "Червячная" тема, использование Twitter губернаторами и чиновниками президентской администрации на официальных мероприятиях - эти и другие примеры не делают власть более открытой и более привлекательной. Шуток, злословия, а порой и негодования - да, добавляют. И вот здесь бы я хотел вернуться к тому, с чего начал, а именно к редкому и по своему уникальному примеру действий государственной власти, где не нужна дозировка, где понятны устремления и уже осязаемы достигнутые результаты. Я говорю о политике придания судебной системе открытости, о принципе равного доступа к эффективному правосудию, элементом которой является так называемое электронное правосудие.

Эта тема мне очень близка и актуальна, поскольку наша юридическая компания специализируется на представлении интересов клиентов в арбитражных судах, система которых вот уже несколько последних лет является полигоном поистине новаторского подхода к вопросам информации и информированности. Еще несколько лет назад для того, чтобы получить информацию по делу, необходимо было потратить массу времени и нервов, сделать порой не один десяток звонков в канцелярии, справочные, помощникам судей. При этом результативность ваших действий абсолютно не была гарантирована - "ждите определения суда, оно выслано вам по почте" - такой или один из сотни подобных ответов наверняка приходилось слышать людям, сталкивавшимся с работой аппарата арбитражных судов. Сегодня необходимость личного контакта по такого рода вопросам практически нивелирована (а мы с детства знаем цену нервов и времени, потраченного на телефонные разговоры с разного рода справочными и канцеляриями).

Сегодня время на получение информации о судебном деле занимает несколько минут, для этого достаточно иметь компьютер и доступ в Интернет. Любой и каждый может ознакомиться с судебными актами по делу, самостоятельно проанализировать новейшую судебную практику в любом регионе и в масштабах всей судебной системы, можно даже почувствовать себя участником заседаний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, заседания которого транслируются в режиме он-лайн. К хорошему так быстро привыкаешь, что сейчас, когда в электронной системе судов возникают те или иные временные технологические сбои или проводится профилактика, которые не позволяют уже привычно комфортно и оперативно пользоваться информацией, это воспринимается уже чуть ли не как глобальная аномалия. С 1-го ноября этого года вступили в действие поправки в АПК РФ, которыми предусмотрено дальнейшее внедрение в работу системы арбитражных судов элементов электронного правосудия.