России снова не удалось заманить Украину в Таможенный союз

Настойчивые попытки России заманить Украину в Таможенный союз потерпели крах. Украина будет сотрудничать с Таможенным союзом, но не планирует в него вступать, четко заявил в субботу министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.

Выбор между Россией и Европейским союзом (ЕС) был неизбежен: 18 апреля глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что Украина не может одновременно интегрироваться в Таможенный союз и иметь всеобъемлющую зону свободной торговли с ЕС. Так что заявление Грищенко – ответ на ультиматум Баррозу.

А что же Россия? Ведь украинцы и раньше не раз говорили о том, что твердо настроены на экономическое сближение с ЕС. Почему же российское руководство будто не слышит этих заявлений, вновь и вновь пытаясь вовлечь соседей в Таможенный союз?

Надежды на экономическую интеграцию с Украиной сильно оживились в прошлом году, когда президентом страны был избран Виктор Янукович. Его пророссийские обещания и курс на сближение с соседями казались вполне серьезными: в апреле прошлого года были достигнуты договоренности по Черноморскому флоту, на уровне президентов даже обсуждалась идея объединения «Газпрома» с «Нафтогазом Украины». Правда, очень быстро эти планы сошли на нет – вместо планируемого поглощения «Газпромом» украинского партнера стороны договорились о создании СП с непонятными перспективами, а потом эти разговоры и вовсе заглохли.

Тем не менее в руках России остается главный козырь – цены на газ. Его и использовал Владимир Путин две недели назад, когда ездил в Киев с рабочим визитом. Как показало субботнее заявление главы украинского МИДа, отчаянная попытка убедить Украину в преимуществах Таможенного союза закончилась ничем. Зато очевидно, что Россия готова заплатить за согласие украинцев очень внушительную цену.

Если Украина вступит в Таможенный союз, она сможет экономить на газе по $8 млрд в год. Кроме того, в выигрыше окажутся украинские производители черных металлов и труб – в условиях Таможенного союза Россия уже не сможет применять против них ограничительные меры. При этом серьезные потери понесут российские производители: черные металлы – основная статья украинского экспорта, отмена возможности применять антидемпинговые меры позволит Украине еще активнее увеличивать присутствие на российском рынке, в том числе демпингуя.

Более 26% украинского экспорта и 36% импорта приходится на Россию, ее торговые связи с ЕС гораздо слабее. Около трети украинского импорта приходится на энергоносители, поступающие из России, и даже незначительное их удешевление сделает украинские товары более конкурентоспособными на внешних рынках. А вот Россия, наоборот, во внешней торговле гораздо больше зависит от ЕС. Поэтому экономический выигрыш Украины от вступления в Таможенный союз будет существенно больше, чем у России, которая и оплатит ее выгоды.

Россия готова даже решить проблему импортного тарифа Украины, закрепленного ее обязательствами перед ВТО. Этот тариф вдвое ниже, чем импортный тариф Таможенного союза, и этот факт очень выручает украинских чиновников, ссылающихся на него как на главное препятствие.

Действительно, чтобы повысить среднюю ставку пошлины до уровня Таможенного союза, Украине пришлось бы вступить в переговоры с членами ВТО, которые потребуют компенсации за возможные уступки. Но Таможенный союз готов снизить импортные пошлины на ряд товаров в случае присоединения к нему Украины, заявило его руководство. Иными словами, ради вступления Украины Россия готова серьезно пожертвовать даже тарифной защитой рынка (против чего неоднократно выступал Путин в ходе переговоров о вступлении в ВТО).

Ради чего такие жертвы? Россия борется за восстановление экономического единства постсоветского пространства. Ставка делается на реинтеграцию рынков и производственных цепочек. Но несмотря на многочисленные заверения в дружбе со стороны соседей по СНГ, реальное влияние России снижается. Хотя еще 10 лет назад экономический климат в большинстве стран СНГ зависел от политики России и ситуации в ней.

За последние 10 лет доля России в экспорте четырех из восьми стран СНГ заметно сократилась. Больше других с Россией торгует Белоруссия, но и ее доля экспорта снизилась с половины до трети от общего объема. Молдавия в 2000 г. отправляла в Россию 45% экспорта, а теперь – 20%, Казахстан – 20 и 9% соответственно. Сейчас место России в регионе заняли азиатские экономики – в первую очередь Китай. Единственный шанс укрепления экономического влияния России в СНГ – это успех Таможенного союза. А без Украины он как-то жидковат.