Никто не завалит нас автомобилями

«По 300 000 автомобилей, скажем так, никто не обязан собирать». Дмитрий Левченков, директор департамента минэкономразвития (Интерфакс)

На прошлой неделе в Минэкономразвития завершился процесс подписания соглашений о промсборке автомобилей по новым правилам. Из пары десятков автопроизводителей, подписавших такие соглашения в 2005–2007 гг., кто-то отказался от реализации своих планов, кто-то, как Hyundai и Toyota, решил не брать на себя «повышенные обязательства», а кто-то объединился в альянсы, как «АвтоВАЗ» с Renault и Nissan или Ford с «Соллерсом».

Из шести претендентов соглашения подписали лишь четыре – два упомянутых выше альянса плюс General Motors (GM) и Volkswagen, причем последняя скрипя зубами: ее крайне не устраивали перспективы строить в России двигательный завод и малый объем отверточной сборки автомобилей. Повезло лишь Fiat, которая смогла воспользоваться старым соглашением, подписанным еще в 2007 г., но «не распакованным» из-за кризиса. Но и ей пришлось взять на себя «повышенные обязательства» – построить сборочное производство мощностью 120 000 автомобилей в год и организовать в России сборку двигателей, объявил Левченков. А Magna финальное соглашение подписывать передумала.

Чиновники могут праздновать победу – все-таки большую часть реально работающих в России автопроизводителей им удалось уговорить на новые правила игры. Только это, надеется Минэкономразвития, позволит привлечь в страну около $5 млрд прямых инвестиций. А заявленные объемы позволят привлечь в страну производителей автокомпонентов, что даст еще миллиарды долларов инвестиций.

Но есть нюансы. В реальности большого расширения мощностей не будет – более-менее увеличатся лишь мощности GM и альянса во главе с «АвтоВАЗом», остальные используют имеющиеся сборочные линии. К тому же, признал Левченков, заводы будут выпускать столько автомобилей, сколько сможет принять рынок. К примеру, СП Ford Sollers, мощность которого составит 350 000 автомобилей в год, даже в 2020 г. рассчитывает продать лишь 312 000 Ford. Да и само понятие мощности довольно условное – недавно выяснилось, что завод Volkswagen в Калуге, строившийся из расчета 150 000 машин в год, оказывается, может выпускать и 180 000 автомобилей. Так что рассчитывать на то, что через несколько лет новые автозаводы завалят Россию своей продукцией, было бы наивным. А раз так, то еще вопрос, удастся ли чиновникам заманить в Россию производителей автокомпонентов и создать здесь современный автопром, как они рассчитывают.