От редакции: Совфед - не пустое место

Выборы в муниципальные собрания, которые должны стать трамплином для избрания Валентины Матвиенко председателем Совета Федерации, уже успели обрасти слухами и скандалами. Но нас интересуют не они, а цель всех этих мероприятий: кресло главы российского сената. Десятилетнее пребывание Сергея Миронова на этом посту породило ироническое отношение к фигуре и значению председателя верхней палаты. Действительно, сейчас палата, как и другие конституционные институты в России, пребывает в состоянии анабиоза и не играет самостоятельной политической роли. Но в будущем сенат такую роль может и сыграть – если его разморозить. По Конституции это очень серьезный и вполне самостоятельный элемент (пока номинально) демократического устройства Российской Федерации.

По замыслу авторов Конституции 1993 г. Совет Федерации должен обеспечивать связь власти с регионами и служить фильтром, останавливающим непродуманные и популистские законопроекты. Это вполне согласуется с традицией: изначально сенат – это «совет старейшин» (от латинского senex – старый). В идеале совет старейшин – это порог для неразумных решений, «защита от дурака». Нижняя палата – это представители народа, защитники его интересов. Верхняя – это защитники смысла. Напомним также, что Октавиан Август, устанавливая единоличную власть в Риме 2000 лет назад и будучи молодым, но умным политиком, выбрал для себя пост принцепса – старейшего и, значит, мудрейшего члена сената.

Среди полномочий российского сената – назначение даты президентских выборов, одобрение решения объявить войну другому государству и отправить войска за границу страны, одобрение чрезвычайного положения. Сенаторам принадлежит последнее слово при отрешении президента от должности, они могут также утвердить или отклонить предложенные главой государства кандидатуры генпрокурора, судей и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, зампредседателя и половины аудиторов Счетной палаты. Только с санкции Совета Федерации могут изменяться границы регионов. Верхняя палата должна рассматривать все законы, касающиеся бюджета, федеральных налогов, международных отношений и государственной границы. Председатель Совета Федерации по традиции считается третьим человеком в российском государстве.

Сенаторы могут отклонять законы, принятые Госдумой, в этом случае палаты образуют согласительную комиссию. Наконец, члены Совета Федерации обладают законотворческой инициативой; они делегируют в Центральную избирательную комиссию пятерых членов из 15.

Когда-то Совет Федерации был самостоятельным актором отечественной политики. В частности, в 1999 г. после скандального увольнения Юрия Скуратова с поста генпрокурора сенаторы дважды отвергали предложенные Борисом Ельциным кандидатуры нового руководителя ведомства. Они не раз отклоняли законы, которые могли повредить регионам. Сейчас в это трудно поверить. В августе 2008 г. Кремль отправил войска в Южную Осетию и Абхазию, не созывая Совет Федерации. Говорить о сенаторском фильтре также не приходится. В нынешнюю сессию палата провела 14 пленарных заседаний. Сенаторы одобрили 264 закона, из них 91 – на двух последних июльских заседаниях, отклонили один и сочинили 34 закона, например «О водоснабжении и канализовании».

Раньше в «палате регионов» заседали выборные представители территорий, затем – избранные губернаторы и председатели заксобраний. При нынешнем принципе формирования палаты назначенные Москвой губернаторы отбирают собственных представителей. Но порядок отбора членов сената можно изменить, сделать палату выборной, не меняя Конституции. И это еще один аргумент в пользу того, что ныне спящий институт можно при желании сделать ключевым элементом политической системы. И тот, кто займет пост «принцепса», может оказаться ключевым игроком в стране. Что-то подсказывает нам, что если разморозкой сената и будет кто-то заниматься, то не Валентина Матвиенко. Но этим в будущем вполне может заняться кто-то из дуумвиров.