Владимир Милов: Как помочь Кавказу

Подготовленная Минрегионом программа развития Северного Кавказа до 2025 г. шокирует своей бесцеремонностью. Она вносится в правительство, невзирая на уже сверстанный проект бюджета на 2012–2013 гг. и твердое «нет» от Минфина, сотрудники которого говорят об отсутствии в программе каких-либо институциональных реформ, – Кавказу просто предлагают выписать чек почти на 4 трлн руб. (2,7 из них – средства федерального бюджета).

Вопрос федерального дотирования Северного Кавказа и без того острый. По части природных ресурсов, географического положения, демографии (молодое и быстро растущее население, малая доля пенсионеров) эти регионы дадут сто очков вперед большинству субъектов Российской Федерации. Но, невзирая на такой колоссальный внутренний потенциал социально-экономического развития, их экономики оказываются неспособными обеспечить больше 10–30% доходов собственного бюджета. Остальное дотирует федеральный центр.

Говорят, Кавказ нужно дотировать, потому что там высокий уровень насилия. Но, с другой стороны, в последние годы уровень насилия рос вместе с объемами дотаций. Получаются плохие стимулы: хочешь получить больше денег из федерального центра – тайно вооружай боевиков. Так напряженность на Кавказе никогда не прекратится и будет лишь усиливаться.

Но ларчик открывается проще. Месяц назад первый замглавы администрации президента Владислав Сурков в интервью чеченскому ТВ заявил: «Кавказ – это много миллионов россиян, и мы ни в коем случае не можем себе позволить лишиться этой многомиллионной армии в мировой конкурентной борьбе. Нам нужен Кавказ, а в том, что за это надо что-то платить, и не только в денежном смысле, – так ведь за все надо платить, такова жизнь». Это то самое интервью, где Сурков говорил, что Кадыров во главе Чечни (равно как и Путин во главе России) – «от Бога».

Почти синхронно с похожими тезисами неожиданно выступили и лидеры радикальных русских националистов Белов и Демушкин, съездившие в Чечню по приглашению Кадырова. По возвращении они начали петь дифирамбы чеченской системе, утверждая, что «России нужен свой Кадыров».

Все это явные признаки полноценной экспансии – политической, социальной, культурной. В последние годы мы в России потихоньку перенимали черты именно этой системы – сверхцентрализацию, коррупцию, клановость, полное разрушение правовых и прочих формальных институтов, миллионы нарисованных голосов на выборах, рентоориентированное поведение («платите нам просто за то, что мы есть»). Не без помощи Суркова, которому эта система ценностей понятна и близка.

Но лично я не готов за все это платить. Кавказу нужна финансовая помощь? Тогда пусть проводит политические и экономические реформы. И учится зарабатывать сам, как некогда воевавшие балканские страны. Вот это будет предметный разговор.