От редакции: Как обложить богатых

В разгар прошлого кризиса бывший мэр Москвы Юрий Лужков призывал обеспеченных москвичей «включить режим сознательности» и отказаться от детских пособий. Американский президент Барак Обама сейчас делает что-то похожее – предлагает наиболее состоятельным американцам в трудное для страны время проявить социальную ответственность и платить больше налогов, чтобы помочь сократить бюджетный дефицит.

Выступление Обамы в понедельник удачно совпало с публикацией колонки влиятельного инвестора-миллиардера Уоррена Баффетта, гендиректора Berkshire Hathaway, в газете The New York Times. В ней Баффетт призвал немедленно отменить снижение подоходного налога на 2 процентных пункта, введенное при Джордже Буше, для тех, чей доход превышает $1 млн. С тех, кто зарабатывает больше $10 млн, Баффетт предлагает брать еще больше налогов.

Принято считать, что прогрессивный подоходный налог лишает стимулов к труду самую продуктивную часть населения – тех, кто умеет зарабатывать. Ведь именно у них государство изымает самую большую долю дохода. На самом деле это не совсем так: у состоятельных людей в отличие от простых рабочих при любых налоговых ставках есть возможности уменьшить свои реальные выплаты. На них работает гигантская армия налоговых юристов, они могут регистрировать компании по всему миру и использовать сотни способов налоговой оптимизации – вся эта индустрия рассчитана именно на то, чтобы уберечь крупные доходы от государства.

Сам Баффетт – наглядное подтверждение того, что богатые отлично умеют экономить на налогах. В прошлом году он заплатил казне $6,94 млн. Сумма впечатляющая, но это лишь 17,4% его налогооблагаемого дохода. А вот 20 сотрудников его офиса платят подоходный налог по ставке 33–41%. «Приятно иметь высокопоставленных друзей в конгрессе, заботящихся о благосостоянии богачей», – иронизирует Баффетт. По его мнению, правительство должно разделить нагрузку между американскими гражданами более справедливо.

Разумеется, такие идеи, да еще пересказанные президентом Обамой, вызвали бурный восторг жителей городка Кэннон-Фоллз, что в штате Миннесота. Провести эти предложения через конгресс будет сложнее – к примеру, в конце прошлого года Обама хотел оставить «бушевское» снижение налога только для домохозяйств, зарабатывающих менее $250 000 в год.

Но из-за оппозиции со стороны республиканцев, среди избирателей которых много состоятельных людей, он был вынужден продлить его действие для всех граждан до следующего года.

Успех во многом будет зависеть от позиции самих состоятельных американцев. И совсем необязательно, что они будут протестовать. Например, прошлым летом многих впечатлил поступок немецких богачей. Группа миллионеров и миллиардеров (письмо подписал 51 человек) обратилась к канцлеру Германии Ангеле Меркель с предложением финансовой помощи правительству. Из-за проблем с Грецией Германия столкнулась с необходимостью урезать бюджет, поэтому миллиардеры предложили отдавать 10% своего дохода на протяжении следующих 10 лет в качестве добровольного «налога на роскошь». Заметим – не в обмен на залоговые аукционы, госзаказы или какие-то поблажки.

В России представить себе такую историю трудно. Социальная ответственность бизнеса у нас, по сути, принудительная и вполне укладывается в понятие «государственный рэкет». Компании дружно скидываются на олимпийские объекты и дворцы для чиновников, в обмен рассчитывая на снисходительность госорганов или какие-то преференции.

Повышение налогов на богатство в нашей стране если и возможно, то не через подоходный налог. Крупные доходы выведены из-под налогообложения благодаря налоговой оптимизации. А коррупционные доходы, из которых делаются миллиардные состояния чиновников, вообще проходят мимо налоговых деклараций. Единственный путь к справедливости – повышать налоги на потребление. Например, на недвижимость и предметы роскоши. Правда, для этого элите придется «включить сознательность».