От редакции: Борцы с искажением истории живы

Слухи о роспуске комиссии при президенте по борьбе с фальсификациями истории (об этом написали некоторые СМИ) оказались преувеличены. По словам членов комиссии и историков, знакомых с ее работой, она вскоре просто переедет из Кремля на Охотный Ряд. Что же, обычная бюрократическая рутина: комиссия следует за своим кремлевским куратором Сергеем Нарышкиным, ставшим в декабре 2011 г. председателем Госдумы.

Создание комиссии в мае 2009 г. происходило на фоне приступа «патриотических» заявлений первых лиц страны, насторожило многих историков и вызвало иронические отклики прессы (дескать, можно искажать историю «в пользу» интересов России). Исследователи опасались, что комиссия будет работать в советском духе: следить за «правильным» освещением прошлого и наказывать ученых, выражающих отличающуюся от официальной точку зрения.

Опасения, к счастью, не оправдались: комиссия работала не торопясь, никого не преследовала и молчала, даже когда стоило возвысить голос. Например, в июне 2009 г., когда «Военно-исторический журнал» воспроизвел нацистскую версию начала Второй мировой войны и написал, что в ее развязывании виновата Польша. Комиссия ускорила издание исследований и сборников документов по острым проблемам истории, например «Голод в СССР. 1930–1934 гг.», «Пакт Молотова – Риббентропа в вопросах и ответах», «Распад СССР: документы и факты (1986–1992 гг.)». За время работы комиссии ускорилось рассекречивание архивов: в 2009 г. на открытое хранение передали 4900 дел, в 2011 г. – уже 37 500.

«Историческая» комиссия могла бы сделать гораздо больше при правильной постановке проблемы. Трудно представить себе содержательную дискуссию в комиссии, название которой отрицает принятые среди профессионалов правила обмена мнениями, подменяет их идеологическими клише. В России не нужна комиссия по борьбе с фальсификациями, искажениями или приукрашиваниями истории. Если государство решило заняться исторической политикой, то ему следует заняться воспитанием памяти о наших согражданах, погибших при защите Родины и во время репрессий. В России пора создать Институт национальной памяти, который займется сбором свидетельств о трагических и великих страницах прошлого и их кропотливым изучением.