Мнения
Бесплатный
Михаил Абызов
Статья опубликована в № 3129 от 25.06.2012 под заголовком: Качество управления: Открыть правительство

Михаил Абызов: Управление без иерархии

И мировая, и российская практика показывает, что модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя исчерпала.

Сегодня иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с нарастающей скоростью и сложностью социальных и экономических процессов. Нормой для ведущих стран мира является построение системы принятия решений, обеспечивающей горизонтальное движение информации и стирающей грань между избираемыми политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это один из самых главных вызовов для современной России. Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые иные вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным своевременное распознавание проблем и угроз и реагирование на них.

Одним из ответов на эти вызовы призвано стать «открытое правительство», в рамках которого создаются новые механизмы взаимодействия гражданского общества, бизнеса и исполнительной власти. Нам предстоит внедрить современные технологии (в том числе работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в обсуждение и выработку государственных решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. Важно понимать, что «открытое правительство» – это не новая властная структура, а принципы, на которых государство должно строить свою работу.

Результатом станет повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных подходов.

Как показывает мой личный опыт общения с российским бизнесом, в том числе на прошедшем Петербургском экономическом форуме, запрос на механизмы «открытого правительства» велик. Все эксперты и предприниматели, с кем я общался, в полной мере поддерживают создание экспертного совета при правительстве, который будет давать оценку по повестке дня работы кабинета министров.

Начиная запуск механизмов «открытого правительства» в России, мы будем сталкиваться с многочисленными сложностями. Это и закрытость органов власти, невостребованность интересов общества и бизнеса при принятии государственных решений, неготовность или неспособность общества к конструктивной работе с госаппаратом. Для многих это стало, по сути, противопоставлением общества и власти, в результате чего мы имеем бюрократичную и неэффективную систему управления, коррупцию и отсутствие доверия к власти со стороны гражданского общества.

На мой взгляд, решение этих проблем возможно при условии, если все мы станем следовать принципам открытости, вовлеченности граждан в процесс принятия решений и обеспечения общественного контроля за их исполнением, высокого уровня интереса общества к совместной работе с властью.

Развитые страны добились на этом пути весомых результатов, эффект от которых измеряется не только миллиардами сэкономленных долларов, но и значительным повышением качества госуслуг для граждан, клиентоориентированностью и жизнеспособностью управленческих решений, которые были приняты властью вместе с гражданским обществом, а в итоге приводили к улучшению условий жизни людей и бизнеса. А ведь на этом пути они сталкиваются абсолютно с теми же трудностями, что и мы сейчас.

Россия начала движение в этом направлении недавно, и сегодня мы двигаемся темпами, значительно превышающими темпы наших коллег за рубежом. Разработаны основные принципы, механизмы, «дорожные карты» и ключевые показатели эффективности «открытого правительства». Мы приступаем к их внедрению на всех уровнях государственного управления. Есть и первые результаты работы: принято решение об отмене одиозного «мобильного рабства», введена должность омбудсмена по защите прав предпринимателей с широким кругом полномочий, граждане России получили возможность участвовать в обсуждении законопроектов в сети, как в случае с законопроектом «О контроле за расходами чиновников». А в ближайшем будущем смогут подавать петиции, которые, набрав 100 000 подписей в интернете, будут обязательно рассмотрены парламентом.

Это начало, мы понимаем – успех «открытого правительства» зависит от поддержания постоянного накала изменений, а не просто от быстрого старта. Создание полноценной системы «открытое правительство» – процесс длительный. Это марафонская дистанция, и потребуются время, воля и значительные усилия для того, чтобы новые правила и мотивация повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.

Но нигде в мире не было по-другому, и поэтому так важно изучать мировой опыт. Я встречался на Петербургском форуме с представителями власти из Великобритании, США, ведущими разработчиками «открытого правительства». Опыт использования принципов и механизмов «открытого правительства» в их странах уже позволил существенно повысить качество услуг в здравоохранении, образовании, в сфере безопасности, существенно снизить уровень коррупции, сэкономить миллиарды долларов за счет использования электронных госуслуг и внедрения элементов электронной демократии. Во многих странах механизмы «открытого правительства» стали неотъемлемой частью стандарта государственного управления, обеспечивающей взаимодействие общества, бизнеса и власти и создающей конкурентные социальные и экономические преимущества.

У нас есть политическая воля работать на принципах «открытого правительства», его механизмы востребованы властью и начинают находить поддержку у граждан. Несомненно, конечная ответственность за реализацию этих планов – за министрами: открытое правительство – это, по сути, кооперация власти и ответственных граждан, объединенных общими принципами. Но без активной вовлеченности общества эти планы не могут быть эффективно реализованы – необходимы механизмы конструктивного общественного давления на власть, именно поэтому в наших планах создание системы эффективного гражданского контроля путем перезапуска общественных советов при органах власти. Уверен, что задачи, стоящие перед нами, будут решены в том числе за счет энергии и заинтересованности всех участников в работе системы «открытого правительства».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more