От редакции: Минтрудсоцразвития поборется с "вечными безработными"

Минимальные показатели безработицы натолкнули чиновников на парадоксальную мысль: как бы сократить пособия для оставшихся безработных.

Вчера правительство утвердило госпрограмму содействия занятости населения на 2013–2020 гг. общей стоимостью 635 млрд руб. Одновременно профильное Министерство труда и социального развития озаботилось борьбой с профессиональными безработными. По словам заместителя министра Татьяны Блиновой, в России появилась прослойка людей, которые многократно встают на учет служб занятости не с целью трудоустройства, а для получения пособия по безработице. Чиновника поддержал председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский: «Регулирование поведения таких «безработных», безусловно, нужно <...> Становится выгодным быть безработным».

Чтобы эффективнее бороться с тунеядцами и защитить бюджет от их поползновений, министерство намерено разработать законопроект, который ограничит число обращений в службу занятости. Сама идея ограничить время проживания на пособие выглядит разумной. Практика, когда «вечного безработного», отказывающегося от предложенных вакансий, передают через год или два органам соцзащиты и сажают на минимальные пособия, типична для многих развитых стран. Насколько остра эта проблема на отечественном рынке труда? Безработица, по данным Росстата, снизилась в сентябре до исторического минимума в 4 млн человек, или 5,2% экономически активного населения. Официально зарегистрированы в службах занятости 1,2 млн человек, пособия по безработице получали 800000. Доля продолжительно (более года) безработных составляла около 30% от их общего числа.

Даже в считающихся благополучными Германии и Чехии безработица в 2011 г. составляла 5,9 и 6,7%. В других странах ситуация драматичнее: 9,6% – во Франции, 12,5% и 16% – в соседних Эстонии и Латвии, не говоря уже об Испании (22%). Доля продолжительно безработных в Европе колеблется от 20% в Швеции до 52% в Латвии и Эстонии.

В европейских странах действует система постепенного сокращения пособия по безработице, подталкивающая адресата к поискам вакансий, переобучению новым специальностям и трудоустройству в других регионах.

Например, во Франции первоначально высокое пособие (60% от прежнего заработка, в среднем по рынку около 1000 евро в месяц) сохраняется всего четыре месяца, к концу года оно снижается до 30%.

Российским чиновникам и парламентариям должно быть стыдно говорить о «выгоде», которую стремятся извлечь безработные. Наши пособия отличаются изначально низким размером. Казалось бы, по 33-й статье закона «О занятости населения» безработный должен получать первые три месяца 75% прежней зарплаты, затем четыре месяца – 60%, до года – 45%. На второй год пособие снижается до минимального. Но в законе есть важная оговорка: пособие не может быть выше максимального размера, установленного правительством. В 2011–2012 гг. это 4900 руб., что составляет меньше 20% нынешней средней зарплаты. Минимальное пособие составляет и вовсе 850 руб. Хочется попросить Валерия Рязанского поделиться ноу-хау извлечения выгоды из таких пособий.

Такие пособия, существенно ниже прожиточного минимума, не обеспечивают элементарного выживания. Либо намекающие на тунеядство безработных чиновники и парламентарии не знают ситуации в порученной сфере, либо они исключительно циничны.

Между прочим, выделение огромных денег на программы занятости плохо сочетается со сложившейся практикой поиска работы в России. По данным Росстата, в 2006 г. в службы занятости обратились 35% соискателей работы, к родственникам и знакомым – 57%, в кризисном 2009 году популярность обращения в службу занятости выросла до 40%, к родственникам и знакомым обращались реже (55%). Но в 2012 г. доля обратившихся за помощью к чиновникам снова составила 30,5%, около 60% продолжали искать работу по знакомству.