Михаил Оверченко: Насколько близки могут быть слово и доллар

Большинство новостных организаций всегда разделяют репортеров и бизнес. В Bloomberg они близки настолько, насколько возможно... Я горжусь тем, что мы поддерживаем баланс между знаком доллара и письменным словом», – писал основатель компании, а ныне мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в мемуарах 1997 г.

Можно ли считать, что скандал, выявивший способность репортеров информагентства получать доступ к некоторой непубличной информации пользователей финансовых терминалов, показал: чаша весов в компании несколько склонилась в сторону доллара? Руководство Bloomberg уверяет: в 1990-е гг., когда компания только начинала заниматься поставкой новостей, репортерам было важно понимать, что интересует клиентов-финансистов. Они даже вместе с клиентскими менеджерами ходили на встречи с теми, кто пользуется терминалами, за которые Bloomberg сегодня берет $20 000 в год.

Но с тех пор минуло два десятка лет, и прозвучавшее на днях объяснение главного редактора Bloomberg News Мэтью Уинклера: «У репортеров не должно быть доступа к информации, которая считается конфиденциальной. Мне жаль, что он был» – выглядит как минимум странно. Тем более что именно Уинклер писал этический кодекс Bloomberg News – публичный документ, кстати.

Репортеры Bloomberg News могли видеть историю подключений клиента к терминалу, как часто клиенты пользовались такими функциями, как новости или чат, просмотр графиков или классов активов, информацию об обращениях в службу поддержки. История подключений позволяла, например, следить, продолжает ли сотрудник работать в данной организации – это могло быть важно в случае с ньюсмейкерами, под которыми закачалось кресло.

В принципе, использование возможностей другого подразделения – нередкая практика в многопрофильных компаниях. Если в группе есть банк, страховщик и управляющая компания, банк может продавать полисы второго и фонды третьей. Правда, и здесь может возникнуть конфликт интересов. Если банк является агентом разных УК, ему может быть выгоднее продавать фонды именно своей, даже если клиенту больше подошли бы продукты других компаний. В США, например, регуляторы проводили разбирательство подобных случаев – когда брокеры продавали продукты, более выгодные им самим, нежели инвесторам.

На «терминальном» бизнесе Bloomberg скандал вряд ли скажется. По данным Burton-Taylor International Consulting, в 2012 г. ее доля на рынке финансовой информации (его объем – $25,5 млрд) составила 31%, на рынке всего несколько крупных участников. Так, после гораздо более громких и, главное, разорительных для участников рынков скандалов регуляторы практически не смогли ничего изменить в секторе рейтинговых агентств, где действуют лишь три крупных игрока. Зато на рынке новостей у клиентов выбор гораздо больше. И журналистика – более тонкая материя, чем реализация финансовых продуктов.