От редакции: Кому нужен американский шпион

Скандал с задержанием в Москве третьего секретаря посольства США (см. статью «Агента выдали два парика» во вчерашнем номере) можно по-разному вписать в сюжеты российско-американских отношений. Медийность события (фото- и видеосъемка задержания были мгновенно широко распространены) подтверждает его политическую подоплеку.

Отношения между двумя странами в последнее время замерли где-то около нулевой отметки и начали подавать признаки нового развития. «Перезагрузка» первого срока Барака Обамы к началу второго сошла на нет, проблема американской ПРО не была решена. В декабре прошлого года в США был принят «закон Магнитского», Россия ответила запретом на усыновление детей американцами. Но этой весной наметились признаки сближения.

США заявили о корректировке планов по размещению ПРО в Европе, затем Обама написал письмо Путину, в котором предложил принять соглашение о транспарентности в рамках программы ПРО. Вроде бы Путин пишет ответное письмо, которое повезет в Вашингтон секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. В июне запланированы переговоры Обамы и Путина во время саммита G8 в Северной Ирландии, а в сентябре – перед саммитом G20 в Санкт-Петербурге. Может быть, шпионский скандал инициирован российскими «ястребами» – противниками разрядки?

После недавних переговоров в Москве госсекретаря Джона Керри и министра иностранных дел Сергея Лаврова было объявлено о совместной инициативе по организации конференции по Сирии. Россия, с одной стороны, поддерживает план мирного перехода власти в Сирии, с другой – не хочет сдавать Башара Асада и не отказывается от поставки Дамаску комплексов ПВО. В этом сюжете шпионский скандал можно интерпретировать как подтверждение твердости позиции Кремля.

Москва может использовать и внутриполитические проблемы Обамы; одной из них стала недостаточно эффективная деятельность спецслужб, допустивших теракт на Бостонском марафоне. Его совершили чеченцы братья Царнаевы, эмигрировавшие в США из Дагестана. Оказалось, что у ФБР и ФСБ раньше были контакты по поводу старшего из братьев, но распознать в нем будущего террориста ФБР не смогло. Шпионский скандал должен дать понять американским спецслужбам, что работать по северокавказским боевикам надо на условиях ФСБ.

Безусловно, разоблачение шпиона важно и для внутренней политики. Для борьбы с инакомыслящими привлечен как раз «шпионский дискурс»: они защищают чужие ценности, используют американские деньги, они враги. Антиамериканизм во внутренней пропаганде надо все время подпитывать. При этом в реальных переговорах с США можно сближаться, тем более что на деле Америка вовсе не стремится защищать права человека внутри России.

Москва может даже сдать Сирию, при условии что в телевизоре будут доблестные сотрудники ФСБ, берущие шпиона с поличным. Медийное задержание шпиона очень подходит к путинской медиакратической системе. А парики, компас и карта не более комичны и нелепы, чем «анатомии протеста», газетные колонки «патриотов» или силовое преследование оппозиции. Видимо, считается, что только так можно удержать в руках большинство, без которого власть не власть.