От редакции: Весь российский третий сектор может стать «агентом»

Многие надеялись, что российские власти начнут придумывать причины для ослабления атаки на НКО. Но в действительности они занялись придумыванием оснований для усиления надзора и увеличения количества проверок всего третьего сектора РФ.

На днях правительство одобрило разработанные Минюстом поправки в закон «О некоммерческих организациях». Возможно дело в неудачной редактуре, но пока представляется: список причин для проведения внеплановых проверок затрагивает любые НКО (не только «иностранных агентов»). Чиновники смогут неожиданно и неограниченно проверять любые некоммерческие организации по заявлениям граждан, госорганов и даже по статьям СМИ о признаках экстремистской деятельности. Причинами для проверок станут также информация госорганов о нарушениях законов РФ и требования прокуратуры о проведении проверки. Наконец, чиновники могут прийти в НКО, если истек срок устранения нарушений, установленных в ходе предыдущей проверки.

Если Дума одобрит такие поправки, то весь российский третий сектор может оказаться в положении так называемых «иностранных агентов» – НКО, которые, по версии государства, влияют на его политику на деньги иностранных жертвователей.

До сегодняшнего дня повседневная жизнь российских НКО, не пользующихся заграничной помощью, была относительно спокойной. При нынешних темпах проверок (около 7300 в год) власти закончат аудит третьего сектора (188 000 организаций) через 25 лет. Кроме того, Минюст и другие надзорные органы должны публиковать планы проверок. Оснований для внеплановых проверок, которые в 2012 г. составили около 3% от общего числа мероприятий, сейчас мало: заявление избирательной комиссии о незаконном участии в финансировании кандидатов на выборные должности или жалобы граждан об оказании услуг ненадлежащего качества.

Новый регламент проверок будет означать, что Минюст и иные надзорные органы будут обязаны реагировать на любую, даже абсурдную жалобу графоманов или заведомый донос. В прошлом году на каждого чиновника, отвечающего за контроль над НКО, в среднем за год пришлось 117 проверок. Вопрос об их высоком качестве и объективности, если вспомнить объем документов, которые требуют контролеры, выглядит риторическим. Государство оказывается перед выбором: существенно увеличить штаты надзорных чиновников и финансирование контрольных мероприятий (3 млрд руб. в 2012 г.) для реакции на любой сигнал или продолжить избирательную зачистку третьего сектора от проявляющих признаки неблагонадежности. Чиновники могут парализовать работу организации, запрашивая любые документы, приостанавливать ее деятельность. Нынешняя версия поправок – это своеобразная черная метка, сигнал тотального недоверия бюрократии к автономным, не одобренным государством общественным инициативам и объединениям.