Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3627 от 10.07.2014 под заголовком: От редакции: И снова БАМ

От редакции: Военно-политический БАМ

Сергей Портер / Ведомости

Байкало-Амурской магистрали официально исполнилось 40 лет. И это не просто история: приуроченная к юбилею церемония запуска масштабной реконструкции БАМа и Транссиба продемонстрировала приоритетность нового старого проекта для российского руководства. Действительно, обновление, расшивка узких мест перед тихоокеанскими портами необходимы для создания удобного транспортного коридора и улучшения сообщения Дальнего Востока с центром. Но 150 млрд руб. только из фонда национального благосостояния - это, по мнению ряда экспертов, чрезмерные расходы, если учесть, что БАМ сейчас недозагружен.

На самом деле БАМу больше чем 40 лет. Совнарком СССР принял решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги еще в апреле 1932 г. Вскоре стройку поручили ГУЛАГу. Задачами БАМЛАГа стали прокладка дороги до Николаевска-на-Амуре и строительство второй колеи Транссиба. В июне 1933 г. в подчиненных БАМЛАГу лагерях находилось 33 000 заключенных, а накануне расформирования в мае 1938-го - более 250 000 человек. Стройка в тяжелых природных условиях унесла тысячи жизней. По официальным данным, от голода и болезней погибло в 1933-1938 гг. около 40 000 заключенных. Ряд исследователей считают цифру заниженной. Кроме того, в БАМЛАГе работал спецсуд, который только за одну неделю августа 1937 г. приговорил к расстрелу 837 человек. В 1939 г. строительство БАМа затормозилось, а в 1941 г. - прекратилось. Наконец, в 1942 г. рельсы и шпалы использовали при строительстве дороги для снабжения войск под Сталинградом. Представители властей, зная об этих событиях, могли бы воздать долг памяти погибшим на строительстве БАМа.

Изначально БАМ проектировался как магистраль военного назначения, страховавшая Дальний Восток на случай захвата вероятным противником участков Транссиба (Япония в 1930-е гг., Китай в 1970-е). Предполагалось, что по БАМу будут курсировать железнодорожные ракетные комплексы, способные нанести ядерный удар по противнику и быстро сменить позицию. Экономику советские руководители намеревались подтянуть к политике. Сейчас ситуация несколько иная: реконструкция стальных магистралей отражает переориентацию России с Запада на Восток. Этот проект имеет значительную экономическую составляющую, но нам еще предстоит понять, какова она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more