Узбекистан – это Каримов

Полицейский режим помог Каримову успешно выстроить диктатуру, убрать конкурентов и немного диверсифицировал экономику

Прочность госинститутов, приверженность граждан демократии и их сознательность проявились в высокой активности на выборах президента. Уже к 10 утра, спустя четыре часа после начала, выборы состоялись: к урнам пришли 37% избирателей при необходимых 33%. К 18.00 проголосовали 85%. Высокая активность – «самый яркий индикатор успешности независимого развития страны», отмечает ШОС: выборы полностью соответствуют международным стандартам и принципам демократии. Проголосовавшие единогласно говорят журналистам правительственных СМИ, что отдали голос «самому достойному». Имя его не называется, но всем ясно, что речь идет о нынешнем президенте, в чьем успехе никто и не сомневался.

Это краткое резюме состоявшихся вчера выборов президента Узбекистана. 77-летний Ислам Каримов руководит страной ровно четверть века и пошел на пятый срок, а если считать референдум о продлении полномочий в 1995 г. – то на шестой.

Как и в соседнем Казахстане, выходец из коммунистической номенклатуры стал безальтернативным лидером и создал персоналистский режим, прочность которого держится на авторитете первых лиц и сырьевой ренте (нефть и газ дают в Узбекистане около 16% ВВП и 20% доходов в бюджете). По сравнению с северным соседом Узбекистан намного более традиционалистское, полицейское и немодернизированное государство. Во внешней политике и Назарбаев, и Каримов стремятся балансировать между Россией, Китаем и Западом, но Узбекистан более дистанцирован от интеграционных проектов Москвы на постсоветском пространстве. Ташкент быстро меняет ориентиры и партнеров, если находит сотрудничество невыгодным.

В 2001 г. Узбекистан, несмотря на недовольство России, согласился принять американскую военную базу, а в 2005 г. она была ликвидирована. После подавления волнений в Андижане в октябре 2005 г., когда Москва поддержала Каримова в споре с Западом, началось двустороннее сближение. Но в 2012 г. Узбекистан вышел из ОДКБ. Каримов не раз критиковал «Евразэс» и создание Таможенного союза, хотя экономика Узбекистана сильно зависит от экспорта дешевой рабочей силы в Россию и Казахстан.

В отличие от Назарбаева, стремящегося создать институты и инфраструктуру для развития и иностранных инвестиций, Каримов сохранил взгляды экс-председателя Госплана УзССР: его управление менее гибкое, отмечает главный редактор информагентства «Фергана» Даниил Кислов. Но есть и успехи. Вполне советскими методами Каримов добился снижения производства хлопка и роста – картофеля и зерновых. Узбекский экспорт поддерживается за счет отсутствия экспортных пошлин и постоянного снижения курса местной валюты. Растут доля промышленности (особенно машиностроения и химии) в ВВП и доля несырьевых товаров в экспорте, отмечает профессор РАНХиГС Владимир Попов: ни у одной другой страны постсоветского пространства такой динамики нет. Еще одна мера поддержки экспорта: налоги на прибыль и имущество снижаются до ½, если предприятие экспортирует от 30% своей продукции. Но на посреднические компании и экспортеров сырья эта льгота не распространяется.

Каримов сумел удержать страну от возможных межнациональных конфликтов в 1990-е гг. и выступлений исламистов в 2000-е, но не делегировал полномочия даже своему ближайшему окружению. В отличие от Назарбаева, он не терпит вокруг себя компетентных и независимых сотрудников. По мнению эксперта фонда Карнеги Алексея Малашенко, это привело к тому, что Каримов запоздал со стартом операции «Преемник». В итоге у Каримова не осталось преемников кроме самого себя. Полицейская система не допускает никакой конкуренции. Так что его решение остаться на посту главы государства отражает и силу, и слабость нынешней системы власти в Узбекистане.