Александр Ткачев как пионер новой автаркии

Методы бывшего краснодарского губернатора оказались востребованы на федеральном уровне

Смелые инициативы министра сельского хозяйства позволяют говорить о нем как о проводнике новой экономической стратегии. Александр Ткачев успешно переносит на федеральный уровень принципы и приемы политики, с помощью которой 14 лет управлял Краснодарским краем.

В воскресенье Ткачев предложил ограничить или закрыть импорт сырья для производства вин – понятно, чтобы развивать отечественное виноделие. Развивать придется в условиях жесткого дефицита – сегодня из импортного сырья в России производится более трети всего вина. Не все производители доживут до расцвета российского виноградарства. Небольшое премиальное хозяйство «Шато де Талю» под Геленджиком, принадлежащее жене министра Ольге Ткачевой, очевидно, доживет.

Еще не затихла скандальная история с уничтожением санкционных продуктов на таможнях и по всей стране – тоже идея Ткачева. Более того, он поддержал инициативу ФТС ввести за ввоз санкционных продуктов уголовную ответственность. Справедливости ради отметим, что идея административно ограничить поголовье скота в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) принадлежит не Ткачеву и Минсельхоз даже выступил против. Эта идея не будет реализована, зато Минсельхоз разработает санитарные нормы для ЛПХ, которые и отрегулируют поголовье.

Политика ужесточения правил для чужих и смягчения для своих успешно проводилась Ткачевым на Кубани. Его семье принадлежит крупнейший на юге холдинг «Агрокомплекс», который, как пишет Forbes, получает всевозможные преференции и за годы губернаторства Ткачева увеличил выручку в 33 раза; мелкие хозяйства при этом подвергались давлению и порой были вынуждены продавать бизнес за бесценок.

Как выглядит эта политика при переносе на федеральный уровень? Рынок не только закрывается от внешних игроков («импортозамещение»), но создаются трудности и для внутренних – их оставляют без дешевого сырья, ужесточают регулирование. Понятно, что это создает возможности для управляемого передела собственности. Если учесть, что часть попавших под санкции путинских олигархов и без того увлеклась агропромом, методы нового министра могут тут быть очень полезны.

Ткачев оказался идеологически точен. Сейчас, когда страна закрывается от многочисленных врагов, такой деятельный министр становится пионером новой российской автаркии. Эта попытка автаркии, конечно, сильно отличается от советской попытки. Для сегодняшних авторов задача выстроить работающую экономику не стоит, скорее стоит задача правильно делить уменьшающийся пирог, максимально заработать на падении. Ведь на Кубани Ткачев правил в годы дорогой нефти, подготовки к Олимпиаде в Сочи, наконец, открытых финансовых границ. Теперь условия совсем другие.

Кроме всего прочего, нынешние условия требуют, чтобы граждане были готовы к потерям (для элит требования свои), а кто, как не Ткачев, умеет сформулировать это лучше всего? Он первым из представителей власти в декабре 2014 г. заявил: «Мы же все рукоплескали, мы же все говорили, что здорово, Крым наш. Значит, мы должны разделить не только эту ответственность, но и эту ношу, эти потери».