Въездной туризм на общих основаниях

Отмена виз в одностороннем порядке считается в России признаком слабости

Дешевый рубль делает выгодными для иностранцев поездки в Россию. Упрощение правил въезда было бы на руку турфирмам и бюджету. По данным Росстата, рост въездного туризма за последние девять месяцев 2015 г. составил 13,4%. Речь идет прежде всего о туристах из Европы, Китая и Юго-Восточной Азии. В конце февраля представители туриндустрии обратились к главе МИДа с просьбой упростить правила въезда вплоть до отмены виз. Глава Ростуризма Олег Сафонов осторожно их поддержал, заявив, что снижение стоимости виз до $20–30 (с нынешних примерно $100) приведет к увеличению турпотока на 40%.

Смягчение визовой политики – важная мера развития рынка туризма. Россияне могут помнить об этом по совсем недавним посещениям Египта или Турции. Выходящий из режима санкций Иран в феврале объявил, что все иностранцы, кроме граждан девяти государств (в том числе США, Великобритании, Канады, Ирака, Афганистана), смогут оформить визу прямо в аэропорту.

Для России такой способ может оказаться невозможным по политическим соображениям. Даже тогда, когда это выгодно, односторонние шаги такого рода выглядят для властей свидетельством слабости. Решения вроде односторонней отмены виз для въезжающих на Украину граждан ЕС президентом Виктором Ющенко в 2005 г. традиционно рассматривались Россией как заискивание перед Западом. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси, разорванные в 2008 г., не восстановлены до сих пор, но Грузия в одностороннем порядке ввела безвизовый режим еще в 2012 г. Россия лишь слегка смягчила очень жесткие правила выдачи виз гражданам Грузии только в конце прошлого года.

Смягчение продолжается – на взаимной основе – там, где этому не мешает политика: недавно безвизовый режим был введен с Израилем и Южной Кореей. На брифинге в среду представитель МИДа Мария Захарова отметила, что переговоры об упрощении визового режима ведутся с 40 странами, о его отмене – с 25. Но стран ЕС это не касается. Переговоры о взаимной отмене виз с ЕС активно велись до 2014 г. и после присоединения Крыма были прерваны по инициативе европейской стороны.

Источники в МИДе отмечают, что решения об изменении визового режима – в ведении ФСБ. Равна ли безопасность закрытости? В 2011 г., когда Запад еще не настолько разложился, как сейчас, первый замглавы погранслужбы ФСБ Вячеслав Дорохин говорил, что угрозы безопасности России при отмене визового режима со странами ЕС ведомство не усматривает.