«Роснефть» против Reuters

Попытки ограничить распространение сведений о публичных персонах обречены привлекать к такой информации еще больше внимания

Журналистские расследования никогда не нравятся их героям. Редкий обиженный делает вывод, что стоит быть более открытым с прессой, чаще говорит, что расследование угрожает не то что корпоративным – государственным интересам! Но попытки ограничить распространение сведений о публичных персонах лишь привлекают к ним внимание.

Второй раз за год расследования Reuters вызвали гнев «Роснефти». Первый – в апреле: «Роснефть»-де может помогать Венесуэле в обход санкций продавать нефть. Это «откровенная ложь, цель которой – провокация против «Роснефти» с целью «нанесения ущерба российской экономике, российским компаниям и российскому государству», заявила компания. В ответ Reuters внесло правку в материал.

Второй – в прошлую пятницу: о полетах шести бизнес-джетов, которые «Роснефть» использует для корпоративных нужд. С января 2015 г. по май 2019 г. эти самолеты совершили 290 перелетов, из них 96 – либо в праздники, либо в выходные, написало Reuters: 8 раз – на Сардинию, 7 раз – в Пальма-де-Майорку, 15 раз – на Мальдивы. Об официальных мероприятиях там «Роснефть» не сообщала (эта информация и не всегда публична, замечает Reuters), зато после таких полетов приближенные, друзья и бывшая жена главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина иногда публиковали в социальных сетях фотографии из тех же мест, куда летали самолеты «Роснефти». Как пишет агентство, госкомпания не ответила на вопрос, разрешает ли трудовой договор Сечина использовать корпоративные самолеты в личных целях.

«Роснефть» ответила после выхода расследования: число полетов указывает на крайне напряженный график Сечина; трудовым договором предусмотрено транспортное обеспечение его и сопровождающих его членов семьи в служебных поездках и отпусках; участия членов семьи в некоторых поездках требует протокол. В расследовании Reuters компания усмотрела «явные признаки тотальной слежки с использованием технологий спецслужб» для дискредитации Сечина – во исполнение «целенаправленного заказа». Если бы «Роснефть» ответила Reuters сразу, резонанс у расследования был бы, возможно, скромнее. Стычка госкомпании с агентством стала отдельной новостью, и даже те, кто не следит за делами «Роснефти», легко узнают о частых полетах корпоративного бизнес-джета на Мальдивы.

«Роснефти» не впервой отказывать СМИ в праве изучать ее расходы – она уверена, что тут нет предмета общественного интереса, и российские суды ее в этом поддерживают. Но ЕСПЧ многажды подтверждал: общественный интерес распространяется не только на чиновников, но и на публичные фигуры, участвующие в управлении корпорациями, даже коммерческими, напомнил юрист-международник Кирилл Коротеев.