От мечты к подвигу

История пилота «Уральских авиалиний», посадивших без жертв самолет в кукурузное поле, – это история не только профессионализма, но и верности мечте

Мне еще не доводилось писать колонку по такому светлому и на 1000% положительному поводу, как спасение 233 человек командиром воздушного судна Airbus 321 Дамиром Юсуповым, который вместе со вторым пилотом Георгием Мурзиным сумел посадить самолет с выключенными двигателями и убранными шасси в поле. Двигатели лайнера вышли из строя сразу после вылета из аэропорта «Жуковский» из-за столкновения со стаей чаек.

Уже на следующий день Владимир Путин присвоил обоим звания Героев России «за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях». Они безусловно герои, без всяких «но» и оговорок.

Да что там не писал – я не припомню, когда я читал в «Ведомостях» колонку вдоль и поперек позитивную! Этот жанр вообще-то критический, в подавляющем большинстве случаев «цитаты, вещи, компании» на наших страницах дают повод для колкостей, сарказма или предупреждений. «Люди недели» в «Ведомостях» тоже часто антигерои, а чтобы стать героем, надо, например, раскритиковать власти с риском для карьеры, совершить что-то хорошее, но в исправление ранее сделанного плохого и т. п.

Здесь же сказка, мечта без всяких примесей! Без ерничанья и колкостей, признаюсь, писать тяжело. Профессиональная болезнь, что поделать. К тому же Юсупов и Мурзин в одночасье стали национальными героями, их биографии, карьеры и путь к персональному часу Х рано утром 15 августа над кукурузным полем в Московской области теперь известны всей стране.

Но чувства приторности нет – настолько красива история Юсупова. Вкратце повторю то, что все, наверное, уже знают: получив юридическое образование, Юсупов несколько лет работал в мэрии Сызрани, в 35 лет в 2013 г. окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации и пошел работать пилотом в «Уральские авиалинии». К моменту вылета того самого рейса из Москвы в Симферополь Юсупов был командиром воздушного судна всего год и имел налет 3000 часов – это совсем немного, можно сказать, он пилот без большого опыта. 23-летний Мурзин налетал всего 600 часов, он просто новичок.

«Счет в тот момент шел на секунды. Молодец – проявил навыки в аварийной ситуации», – говорит начальник Юсупова и Мурзина, гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. Он сам пилот с 30-летним стажем. «Юсупов имеет склонность к полетам – есть такое выражение в авиации, любит летать, дорожит профессией, поддерживает уровень пилотирования и теоретической подготовки на высоком уровне. Хорошо готовили, получили хорошее управление», – добавляет Скуратов.

Но Юсупов с Мурзиным оказались в ситуации, которая в мировой гражданской авиации – отключение обоих двигателей из-за птиц – случается примерно раз в 10 лет. Как вообще можно к такому подготовиться? Не оцепенеть от страха? У Airbus A320 авиакомпании US Airways в 2009 г. также вышли из строя оба двигателя из-за столкновения со стаей канадских казарок, главный пилот Чесли Б. Салленбергер посадил лайнер на реку и спас 155 человек. Позже он стал героем фильма «Чудо на Гудзоне».

«Если был отказ обоих двигателей, то пилоты – настоящие герои. У них была в лучшем случае минута, чтобы точно определить текущее состояние приборов по памяти и найти наименее опасное решение», – признает летный директор (т. е. действующий пилот) российской авиакомпании. Скуратов и сам не берется оценить, какой процент пилотов на месте Юсупова могли бы применить свои навыки.