Сложный процент

Сделка Совкомбанка и Qiwi обостряет конкуренцию на рынке карт

Недавно Совкомбанк и группа Qiwi объявили о сделке: банк приобретает проект карт рассрочки «Совесть» за 6–6,5 млрд руб., а Qiwi переуступает Совкомбанку права требований к клиентам «Совести» на сумму около 9 млрд руб. Банк намерен объединить приобретенный актив со своим аналогичным проектом – картой «Халва».

Сделка имеет важные последствия для всего карточного рынка.

У карт рассрочки и кредитных карт одинаковая механика, но разные бизнес-модели: в первом случае банки получают комиссионный доход от ритейлеров, во втором – процентный от заемщиков. Кредиткой клиент расплачивается в любых магазинах, которые принимают карты, и платит банку проценты за пользование заемными средствами. А по карте рассрочки банк изначально формирует пул партнеров, торговых точек, которые принимают ее, и постепенно увеличивает их число. Клиент тоже оплачивает товар заемными средствами, но в конечном итоге «банкет» в данном случае не за его счет.

То есть для покупателя карта рассрочки выгоднее. Для банков, напротив, привлекательнее кредитки – они в любом случае для них прибыльный продукт: маловероятно, что даже небольшой банк окажется в минусе по кредитным картам, если, конечно, у него нормальный скоринг и он не увлекается демпингом. У карт рассрочки маржинальность ощутимо ниже. Поэтому так важен масштаб проекта: расходы оправдываются только в случае очень большого охвата торговых точек и потока комиссии. Да и для потребителей карта рассрочки интересна, только когда она дает возможность расплатиться во многих магазинах.

На рынке единственный проект карт рассрочки, который близок к прибыльности, – это как раз «Халва» Совкомбанка. Даже Альфа-банк в 2017 г. свой проект закрыл спустя девять месяцев. Проект Qiwi – карта рассрочки «Совесть» – тоже терпел огромные убытки из-за недостаточного масштабирования: даже 60 000 торговых точек – партнеров не хватило. Приобретая «Совесть», Совкомбанк, опираясь на свою экспертизу, рассчитывает за счет синергетического эффекта сделать проект прибыльным, объединив с «Халвой».

Стратегия Совкомбанка понятна: с присоединением портфеля «Совести» «Халва» получит новый масштаб и серьезно увеличит обороты по портфелю карт рассрочки. Это сильно улучшит позиции карты у ритейла. Значительное увеличение клиентской базы позитивно скажется на «Халве», что позволит больше средств вкладывать в дальнейший маркетинг.

Таким образом, сделка по объединению «Совести» и «Халвы» означает появление очень мощного конкурента классических кредитных карт. Чем могут ответить их эмитенты? Пожалуй, только еще большим увеличением для своих клиентов длительности льготного грейс-периода. Ждать вряд ли придется долго, и клиенты от этого только выиграют.

Автор – гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром»