630 лишних самолетов

Airbus и Boeing продолжают выпускать новые самолеты, хотя их никто не покупает

Airbus и Boeing соперничают десятилетиями. Но сейчас их соревнование свелось к тому, кто сможет с меньшими потерями выйти из ситуации с беспрецедентным снижением объема воздушных перевозок, из-за которого авиакомпании остались без средств на приобретение новых самолетов. Air France-KLM, Air Canada, Delta Airlines, United Airlines, Norwegian Air одна за другой отказываются принимать заказанные ими лайнеры.

Ситуация сложная. Если Airbus и Boeing не нажмут на авиакомпании, чтобы те исполняли свои обязательства по контрактам и покупали самолеты (даже если они им сейчас не нужны), то могут остаться без средств для поддержки производства. Но если перегнут палку, то авиакомпании могут подать заявки о банкротстве, что лишит авиапроизводителей не только нынешних, но и будущих контрактов. То есть Airbus и Boeing, с одной стороны, нужно в отсутствие новых заказов сокращать производство и издержки, с другой – держать и свои заводы, и предприятия поставщиков на уровне загрузки, достаточном для быстрого возврата к прежнему объему, когда пандемия наконец завершится. Для каждого авиапроизводителя главное сейчас не отдать конкуренту свою долю в будущих заказах, которые ведь когда-нибудь появятся.

В обеих компаниях в общей сложности работает 300 000 человек, а производственный цикл одного самолета занимает в среднем год, так что ситуация влетает им в копеечку. Во II квартале 2020 г. ликвидность Airbus упала на $5,2 млрд, Boeing – на $5,6 млрд; убытки первой составили $1,6 млрд, второго – $2,4 млрд. Обе компании объявили о сокращении примерно 10% штата. Но даже с учетом снижения объемов производства (у Airbus на 35%, у Boeing на 40%) пока не ясно, востребует ли рынок выпускаемые самолеты.

Airbus поддерживает выпуск на уровне 51 самолет в месяц, несмотря на то что за все первое полугодие 2020 г. поставил всего 74 единицы (по сравнению с 227 за первое полугодие 2019 г.). Boeing за тот же период поставил 20 самолетов (90 за первое полугодие 2019 г.) и намерен выпускать 31 самолет модели 737 Max каждый месяц начиная с 2022 г. плюс восемь широкофюзеляжных моделей 777 и 787 в месяц в следующем году. При этом для 737 Max все еще действует запрет на полеты, введенный в марте 2019 г. после двух катастроф подряд, – разрешение на возобновление полетов модели ожидается осенью. Соответственно, около 450 новеньких 737 Max уже давно ждут отправки заказчикам. Плюс, по данным агентства Cirium, у Boeing простаивает 35 готовых широкофюзеляжных моделей 747, 777 и 787. У Airbus на конец II квартала скопилось 145 готовых самолетов. Итого 630 лишних лайнеров.

Проблемы Airbus и Boeing могут сыграть на руку китайской госкомпании COMAC. Ее модель C919 была разработана как конкурент Airbus 320neo и Boeing 737 Max. А совместно с российской ОАК китайская компания разрабатывает семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов CR929. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, Китай должен был уже в этом году превзойти США по объему пассажирских авиаперевозок. С учетом нынешнего политического конфликта между странами аналитики говорят о возможности перехода китайских авиакомпаний на самолеты отечественного производства.