Корпорациям хватит стартапов

Они придумывают собственные модели технологических прорывов
Depositphotos / PhotoXPress

Компании из традиционных отраслей редко компетентны в инновациях. Новые продукты появляются нечасто, производственные процессы отработаны, бренды консервативны. Так работает большинство FMCG-компаний. 

Но и они тоже меняются. Маркетинговые исследования все чаще основываются на больших данных, продажи – на цифровых инструментах, а производство внедряет промышленный интернет. Однако крайне редко такие новшества рождаются внутри самих компаний – для этого в их структурах просто нет соответствующей функции.

На днях компания PepsiCo при поддержке корпоративного акселератора GenerationS запустила онлайн-платформу TechLab, на которой заказчики (представители различных подразделений PepsiCo) смогут формулировать запрос на технологические и информационные решения, а профильные стартапы – предлагать свои продукты и получать (в случае успешного рассмотрения) пробные заказы. Подобный подход, проявляющийся по-разному в виде корпоративных акселераторов и хакатонов, уже не нов, но его использование в FMCG-отрасли – свидетельство похода «в массы».

Корпорации устали от покупки инновационных стартапов. Сложность интеграции инновационной предпринимательской культуры стартапа и корпоративной бюрократии часто ведет к потере драйва и затуханию идеи. Стартапы же все чаще нуждаются скорее в крупных заказчиках на начальном этапе, чем в инвестициях, да и инвесторы отдают предпочтение идеям, уже проверенным на клиентах. В России, где около двух третей стартапов ориентированы на b2b-решения, обе тенденции очень актуальны.

Подходы, аналогичные предложенному PepsiCo, позволяют развиваться инновациям вне душной бюрократии крупных компаний, но в тесной связи с конкретной и заявленной их потребностью, что соответствует интересам и заказчиков, и стартапов. В то время как цифровизация бизнеса становится непреложным условием его существования, это позволяет компаниям эффективно решать новые задачи.

Однако есть и другие, менее известные в России модели сотрудничества корпораций и инновационных предпринимателей. Одной из таких моделей являются venture builders, которые не работают с готовыми стартапами, а, имея запросы от корпоративных заказчиков, находят идеи в собственной ресурсной сети и потом назначают собственные команды для их разработки (инженеры, менеджеры по продукту, маркетологи и т. д.). Получается стартап с гарантированным крупным (правда, эксклюзивным) клиентом. Для команд, которые не слишком озабочены фантазией построить быстро единорога и готовы работать на одного заказчика, это становится отличной возможностью для реализации своих навыков, а для корпораций – способом быстро и сфокусированно решить свои технологические задачи. В России опыт построения структуры по модели venture builder пока имеет только «Роснано».