Взгляд на 2021 год из Кремниевой долины

Какие технологии привлекут внимание инвесторов

Нобелевский лауреат по физике Нильс Бор считал, что «делать прогнозы очень трудно, особенно когда речь идет о будущем». Раз так, зачем тогда вообще их делать? Перефразируя Уинстона Черчилля, можно ответить так: прогнозы бесполезны, но прогнозирование необходимо. Ключевые аспекты прогнозирования – критическое мышление, анализ тенденций и воображение – являются также ключевыми аспектами переговоров, составления бюджета, разработки стратегии и, что в контексте этой статьи наиболее важно, инвестирования. Поэтому, даже зная заранее, что некоторые из приведенных ниже прогнозов наверняка окажутся ошибочными, мы все же сделаем их – в расчете на то, что они вызовут интересные дискуссии, а также помогут понять, как мы в Frontier Ventures используем прогнозирование при принятии инвестиционных решений.

Удаленная работа – новая норма

Пандемия сделала удаленную работу привычной для многих. Хотя вакцины дадут возможность вернуться к работе в офисе, мы прогнозируем, что в 2021 г. удаленка станет новой нормой для миллионов сотрудников. Facebook, Twitter, Shopify, Slack и Square объявили, что удаленная работа теперь стала постоянной возможностью для их команд, и в следующем году все больше компаний последуют примеру технологической индустрии. Причина проста: тысячи работодателей и миллионы сотрудников открыли для себя многочисленные преимущества удаленной работы и пользуются ими. Дистанционная работа позволяет работодателям экономить на стоимости офисных помещений и IT-расходах, мотивирует сотрудников работать дольше и открывает новые возможности для кадровых ресурсов. Согласно опросам, сотрудники, работающие удаленно, наслаждаются лучшим балансом между работой и личной жизнью, избегают стресса, связанного с поездками на работу, и ощущают на себе возможности свободной конкуренции на глобальном, а не только на местном рынке труда. Удаленная работа, долгое время считавшаяся менее продуктивной, в 2021 г. станет важным трансформационным сдвигом, который повысит как производительность, так и качество жизни сотрудников.

Кибербезопасность и технологии в сфере недвижимости

Эффект второго порядка, связанный с распространением удаленной работы, серьезно скажется на рынках недвижимости и кибербезопасности. Жилые дома и личные девайсы сотрудников менее безопасны, чем корпоративные помещения и оборудование. Всплеск спроса на высококачественное потоковое видео перегружает инфраструктуру компаний – разработчиков программного обеспечения, что делает эти компании более уязвимыми для утечки данных. Для решения подобных проблем в будущем компании существенно увеличат инвестиции в более надежные технологии кибербезопасности. В частности, мы видим, что корпорации инвестируют в защищенные коммуникационные устройства и системы управления идентификацией.

В крупных городах владельцы как коммерческой, так и жилой недвижимости сталкиваются с резкими изменениями спроса. Центры городов, где расположены многоэтажные квартиры и корпоративные резиденции, приспосабливаются к резкому падению спроса, вызванному удаленной работой: все меньше сотрудников находится в офисных зданиях, а люди все чаще переезжают в более дешевые районы. Владельцы односемейных домов модернизируют свои жилища, чтобы увеличить их площадь и обустроить домашние офисы. Мы видим, что в результате этих изменений появляется ряд ключевых инвестиционных тем в сфере технологий недвижимости – в частности, маркетплейсы для краткосрочной и среднесрочной аренды, высокотехнологичные настраиваемые конструкции и новые технологии ремонта.

Социальные платформы усиливают контроль над контентом

Всего пару лет назад, стремясь избежать обвинений в цензуре, социальные платформы выражали нежелание управлять пользовательским контентом и контролировать его. Однако в связи с тем, что фейкньюс, троллинг и разжигание ненависти онлайн привлекают все больше внимания, в том числе государственных органов, социальные платформы предпринимают более активные действия по борьбе с «токсичностью». Сегодня Facebook и Twitter помечают и удаляют вирусный контент, содержащий необоснованные слухи, особенно связанные с политикой и здравоохранением. После того как Facebook, Twitter и другие платформы навсегда заблокировали Дональда Трампа, власть крупных технологических компаний над свободой слова стала предметом горячих дискуссий в обществе. Недавно YouTube объявил, что будет мотивировать пользователей воздерживаться от негативных комментариев, чтобы создать более здоровую и менее воинственную среду. Ключевым фактором, приводящим к изменениям в государственной политике в отношении социальных платформ, является представление о том, что социальные сети способствуют увеличению разделения в обществе. Поэтому мы прогнозируем, что для борьбы с негативным имиджем и предупреждения карательного регулирования социальные платформы будут применять более строгий контроль за контентом своих пользователей. Основные социальные платформы расширят список нарушений, которые могут привести к бану пользователя, и изменят свои алгоритмы, чтобы ограничить распространение «плохого» контента. По всей видимости, в 2021 г. социальные платформы полностью освоятся в роли цензоров контента пользователей. Смогут ли они устоять перед искушением использовать цензуру более широко, в том числе в своих политических и экономических интересах? Пока не ясно.

Торговая война США с Китаем превратится в торговое перемирие

США и Китай – крупнейшие экономики в мире, объем двусторонней торговли между этими странами в 2019 г. составил $558 млрд. По мере того как торговые отношения между Китаем и США развивались, возникла и напряженность, кульминацией которой стала торговая война президента Трампа с Китаем. Технологии – главная горячая точка в этой войне, и одним из первых ее залпов стало включение Huawei в соответствующий список министерства торговли США, ограничивающий импорт телекоммуникационного оборудования компании и продажу ей передовых компонентов. За этим последовало включение в черный список и других китайских технологических компаний, а также запрет TikTok и WeChat в американских версиях магазинов приложений Apple и Google.

Мы прогнозируем, что президент Джо Байден ослабит напряженность между США и Китаем за счет смягчения антикитайской риторики и снижения тарифов на китайский импорт. Технологии, вероятно, останутся больным местом в отношениях между двумя государствами, но мы ожидаем, что Байден попытается выстроить отношения более тонко. Он, скорее всего, сохранит жесткую позицию по отношению к китайским производителям оборудования и продолжит давление на китайские компании через международные институты (например, путем помощи американским компаниям в их попытках добиться возмещения ущерба через ВТО). В то же время, чтобы сохранить технологическое лидерство Америки, администрация Байдена может объявить об усилении поддержки в форме грантов, субсидий, ссуд под низкие проценты и налоговых льгот для американских технологических компаний.

Продукты, созданные с учетом вкусов и привычек поколения Z

Поколение Z не только молодое, но и многочисленное – к нему принадлежит 3 млрд человек, или 35% населения мира. Располагая совокупной покупательной способностью в $143 млрд, это поколение оказывает огромное влияние на экономику, особенно на технологии. Впрочем, дело не только в количестве. «Зумеры» – первое «мобильное» поколение, и их поведение в сети заметно отличается от поведения людей старшего возраста. Люди поколения Z предпочитают общаться через живое видео, строят глубокие отношения на цифровых платформах, рассматривают предпринимательство и подработку как нормальное явление и начинают интересоваться политикой в очень молодом возрасте. По мере взросления поколения Z их влияние будет только расти, и несколько стартапов уже получили выгоду от удовлетворения вкусов поколения Z. TikTok, Genie, Bunch, Triller и PlayVS – одни из самых успешных компаний, ориентированных на поколение Z, которые привлекают миллионы пользователей и миллиарды венчурных инвестиций. Мы прогнозируем, что в 2021 г. ряд TikTok, Fortnite, Animal Crossing и других «единорогов», продукты которых ориентированы на «зумеров», заметно пополнится и «технология Gen Z» станет популярным инвестиционным тезисом среди венчурных капиталистов.

Увеличение расходов на технологии, связанные с окружающей средой и глобальным потеплением

Меры по борьбе с глобальным потеплением были ключевым элементом избирательной программы Байдена, и несколько решений его кабинета подчеркивают безотлагательность, с которой новый президент США намерен решать эту проблему. C40, коалиция мэров городов со всего мира, создала рабочую группу для согласования восстановления после COVID-19 с усилиями по смягчению последствий изменения климата. Лидеры многих стран, включая Германию, Японию и Великобританию, начали инвестировать в экологически чистые технологии в рамках мер по восстановлению после пандемии. Мы ожидаем, что президент Байден вновь присоединится к Парижскому соглашению о климате, задействует исполнительную власть для ограничения выбросов, повысит топливные стандарты и будет продвигать экологические KPI во всех основных государственных ведомствах. К этим политическим и административным изменениям добавятся сотни миллиардов долларов расходов на НИОКР, субсидии, гранты и федеральные закупки. «Чистые» технологии, особенно в компаниях, предлагающих решения в области энергетики, сокращения выбросов и транспорта, привлекут рекордные суммы инвестиций. Мы считаем, что с учетом того, что большему количеству направлений поручено учитывать экологическую составляющую при разработке своей политики, зеленые решения в сельском хозяйстве, жилищном строительстве и логистике также приобретут большее значение.

Количество судебных исков против крупных технологических компаний будет увеличиваться

В 2020 г. министерство юстиции США возбудило три антимонопольных дела против Google. Эти иски направлены на то, чтобы помешать компании оказывать давление на производителей мобильных телефонов с целью устанавливать на них Google в качестве поисковой системы по умолчанию. Также министерство юстиции и 46 штатов подали антимонопольный иск против Facebook, утверждая, что гигант злоупотребил своей монопольной властью, чтобы ослабить защиту конфиденциальности данных потребителей. Этот иск гораздо серьезнее: утверждается, что компанию следует разделить на несколько частей и строго регулировать. И хотя маловероятно, что в 2021 г. дела против Google и Facebook будут разрешены в суде, мы прогнозируем, что против крупных технологических компаний будут поданы новые иски, в том числе касающиеся сбора данных, условий труда, ценообразования и качества сервиса, чтобы сдержать растущее влияние технологических гигантов на культуру, финансовые рынки и политику. Высока вероятность, что иски будут поданы и против других гигантов – например таких, как Amazon.

Дмитрий Алимов , управляющий партнер Frontier Ventures, сооснователь ivi.ru. Якубу Агбезе, принципал Frontier Ventures