Парадный экспорт

Российские регионы не готовы к работе на международных рынках

В конце января на встрече Итало-российской торговой палаты представители Башкирии сообщили, что рост экспорта из региона в Италию за 11 месяцев 2020 г. достиг $8,7 млн. Это вдвое больше, чем за аналогичный период 2019 г. Двукратный рост – это замечательно. Но при ближайшем рассмотрении этот результат наглядно характеризует общее положение с экспортом в регионах. И положение весьма кислое.

Башкирия – республика с развитой экономикой, богато обеспеченной ресурсами, согласно данным Росстата, по валовому региональному продукту Башкирия в первой десятке российских регионов. Италия – крупный импортер, за 11 месяцев 2020 г. она ввезла товаров почти на 340 млрд евро. Россия входит в число заметных поставщиков товаров и услуг в Италию: на нашу страну приходится 3,4% от всего итальянского импорта (16 млрд евро), мы находимся на 8-м месте среди экспортеров в Италию.

Получается, что крупный промышленный регион России экспортирует на важный внешнеторговый рынок товаров на сумму, меньшую верхней границы размера малого предприятия в России (она установлена на уровне 800 млн руб. в год). Это намного меньше, чем 1% от всего российского экспорта в Италию. И двукратный рост этой суммы – следствие просто очень низкой базы, с которой сравнивается текущий показатель.

Башкирия всего лишь частный случай. Ситуация будет похожей в большинстве других регионов. Причин тому две, и обе носят системный характер.

Во-первых, крупнейшие экспортеры часто зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Краснодарском крае и еще нескольких регионах. Большинство предприятий, производящих экспортные товары, входят в состав федеральных холдингов. В результате значительная часть регионального экспорта оказывается на другом балансе.

Во-вторых (и это главное), российский региональный бизнес не проявляет экспортной активности. Слишком много надо менять – привыкать к реальной конкуренции, не очень свойственной в региональных реалиях, другому регулированию, игре вдолгую, разбираться в особенностях поведения других покупателей, готовить документацию на иностранных языках. Поэтому часто экспорт из региона ограничивается тем, чтобы найти на выставке или через торгпредство клиента на 1–2 поставки. Это короткие маневры. Так набираются какие-то сотни миллионов и «широкий спектр стран-импортеров», которым хвастаются губернаторы. Но это очень далеко от идеала экспортера, когда продажи на международных рынках кратно превышают продажи на домашнем.

Возникают вопросы и к эффективности мер государственной поддержки экспорта. Они вообще работают? И почему ими не пользуются нарасхват?