Швеция и Германия готовят конкурента производителям батарей для электромобилей из Азии и США

Стартап Northvolt поставит Volkswagen аккумуляторы на $14 млрд
Northvolt — компания недели

Шведский стартап Northvolt, который будет производить батареи для электромобилей, объявил 15 марта о соглашении с немецким автогигантом Volkswagen о поставках батарей на общую сумму в $14 млрд в течение ближайших 10 лет. В рамках соглашения Volkswagen увеличит свою долю в Northvolt (на данный момент она составляет 20%) и выкупит у шведской компании ее долю в совместном предприятии по производству батарей в Германии.

Стартап Northvolt был основан в 2016 г. группой предпринимателей во главе с Питером Карлссоном, который до этого занимал одну из руководящих позиций в Tesla, ведущем производителе электромобилей в мире. Цель перед Northvolt была поставлена амбициозная: стать достойным европейским конкурентом мировым лидерам производства батарей для электромобилей, мощности которых расположены в Азии и США.

В 2019 г. Европейский инвестиционный банк открыл для Northvolt кредитную линию на 350 млн евро, а вскоре после этого компания привлекла инвестиции от BMW, Volkswagen, IKEA, Goldman Sachs и др. на общую сумму в $1 млрд. В том же году Northvolt объявила о начале строительства на севере Швеции, в районе города Шеллефтео, крупнейшего в Европе завода по производству аккумуляторов для электромобилей. Производство на заводе, получившем название Northvolt Ett (первый), должно стартовать в 2021 г. Первоначальная мощность составит 8 ГВт ч, но в 2022–2023 гг. она должна вырасти до 32–40 ГВт ч. В рамках СП с Volkswagen компании планируют построить завод Northvolt Zwei (второй) в немецком Зальцгиттере. Запуск производства намечен на 2023–2024 гг., производственная мощность на начальном этапе составит 16–20 ГВт ч.

Главными конкурентами Northvolt будут такие компании, как китайская CATL и корейская LG Chem, которые в 2019 г. располагали мощностями в 33 ГВт ч и 50 ГВт ч соответственно и которые строят свои заводы в Европе (CATL – в Германии, а LG Chem – в Польше). Как сообщает агентство Reuters, руководство Northvolt рассчитывает занять 25% европейского рынка к 2030 г. – с учетом контракта с Volkswagen компания уже договорилась о поставках на сумму $27 млрд. Немецкий автогигант, который занимает вторую строчку в мире по поставкам автомобилей после японской Toyota, заявил 15 марта, что для запланированного роста производства электромобилей ему необходимо к 2030 г. иметь в Европе шесть заводов по производству батарей.

Northvolt хочет не только составить достойную конкуренцию азиатским производителям, но и вести производство согласно принципам устойчивого развития. Как сообщает Handelsblatt, шведский производитель намерен выпускать «самые зеленые батареи в мире», а также самостоятельно перерабатывать отслужившие свой срок аккумуляторы. Разумеется, в процессах производства и переработки будут использоваться альтернативные источники энергии.

10 марта Northvolt объявила о приобретении американского стартапа Cuberg, который занимается разработкой технологий по повышению эффективности существующих аккумуляторных батарей. Стартап был основан в 2015 г. группой выпускников Стэнфордского университета во главе с Ричардом Ваном. Карлссон рассказал The Wall Street Journal, что, по его ожиданиям, технологии Cuberg позволят увеличить запас хода литий-ионных батарей более чем на 70%. «В секторе производства батарей развернется битва технологий, и разработки Cuberg, хотя они и не завершены на данный момент, послужат для нас мостиком между тем, где мы находимся сегодня, и тем, где мы должны оказаться в 2030 г.», – сказал он.