Координация с югом

Почему сотрудничество России с Индией выглядит перспективным

В начавшемся году Индия заставила говорить о себе как никогда прежде. Южноазиатский лев обогнал Поднебесную по численности населения и демонстрирует внушительную экономическую динамику. Пока Индия занимает пятую строчку в списке экономик мира, но уверенно движется к третьему месту. Международный валютный фонд прогнозирует, что к следующему году до 50% прироста мировой экономики обеспечат индийцы и страны Индостана.

Двусторонние отношения России и Индии давно можно назвать привилегированным стратегическим партнерством – так их характеризуют лидеры обеих стран. Оно имеет и конкретное количественное выражение. К 2025 г. руководство обоих государств поставило цель нарастить оборот товаров до $30 млрд. На этом фоне дипломатическим прорывом стал отказ от привязки двусторонних расчетов к доллару. Обе стороны согласились торговать в национальных валютах, подготовлены черновики первых контрактов в рупиях.

У Москвы и Нью-Дели есть поводы для сближения. Индийская экономика, озадаченная восстановлением от потрясений карантинного времени, испытывает серьезную потребность в том, в чем сильна Россия-экспортер, – в качественном сырье по приемлемым ценам. Российско-индийскому взаимопониманию помогает общность политических стратегий и позиционирования. Обе страны четко выступают за многополярный мир, признание в качестве глобальных игроков, уважение к традиционным ценностям во внутренних делах и суверенную логику развития. Есть и исторические предпосылки для такого сближения. Отношения России и Индии не омрачены какими-либо фундаментальными конфликтами и противоречиями. Напротив, геополитические ориентиры обеих держав совпадают, а внешнеполитическая риторика индийцев демонстрирует неизменный такт в адрес Москвы.

За 2022 г. Индия превратилась в одного из ключевых партнеров Москвы в сфере энергетики. Новые перспективы взаимодействия для наших стран открывает прошедшая Индийская энергетическая неделя (India Energy Week 2023). Форум проводится при поддержке правительства Индии и поэтому отражает как ведомственный взгляд, так и представления флагманских энергокомпаний страны о приоритетах ТЭКа.

Безусловным приоритетом для энергодиалога останется, конечно же, традиционная топливная триада: уголь, нефть и газ. С осени 2022 г. нефть из России по востребованности бьет предложение ближневосточных конкурентов. Российское проникновение в экономику Индии поколебало влияние арабских поставщиков, которое ранее считалось безграничным. До 2022 г. российские поставки нефти в структуре индийского импорта занимали менее 1%, за год западные санкции простимулировали Россию увеличить этот показатель до 28% (1,27 млн барр. в сутки). Принимая Россию в качестве надежного поставщика ресурсов, индийский государственный консорциум, включающий компании ONGC Videsh, Indian Oil Corp. и Oil India, изучает возможность участия в проекте «Восток ойл» «Роснефти», ресурсная база которого – 6,5 млрд т.

В кулуарах India Energy Week 2023 «Новатэк» анонсировал соблюдение сроков ввода в эксплуатацию проекта «Арктик СПГ – 2» в 2023–2026 гг. Разработка арктических месторождений сжиженного природного газа (СПГ) насытит испытывающий газовый дефицит индийский рынок. Успех в этом деле открывает бизнесу и инвесторам из Индии доступ к освоению ресурсов Русского Севера. Нью-Дели перестал быть частью «глобального Юга» ровно в тот момент, когда приобрел статус наблюдателя в Арктическом совете.

Для российской стороны, несмотря на углеводородный профиль, привлекательными выглядят усилия Нью-Дели по созданию международного альянса производителей биотоплива. Речь идет о своеобразном аналоге ОПЕК, только для дизайна энергии будущего – экологически нейтральной и доступной. Зависимая от нефти Индия (третье место в мире по потреблению черного золота) взяла курс на достижение нулевых выбросов углерода к 2070 г.

Весь 2023 год индийцы намерены извлекать выгоду из положения председательствующей державы в «группе двадцати» (G20) и Шанхайской организации сотрудничества. В случае с G20 они меняют характер организации с закрытого западного клуба на более инклюзивный, продвигая собственную повестку зеленой энергетики. В рамках трансконтинентальной конструкции БРИКС – содружества, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, – именно первые три страны выступают с многообещающими программами перехода на чистое топливо. Россия может занять позиции второго крупнейшего производителя энергетического водорода в мире, и индийский потребительский рынок предоставляет широкие возможности.

Уже сейчас наиболее амбициозные проекты, которые совместно реализуют Москва и Нью-Дели, разворачиваются в сфере технологий добычи энергии из агрокультур, сельского хозяйства и атомной промышленности. Огромный аграрный сектор Индии в состоянии обеспечить партнеров современными видами биотоплива, а отечественный гигант «Росатом» – надежный кандидат на поставки индийским ядерщикам плавучих мобильных реакторов. Наши ядерщики ответственны за то, чтобы густонаселенный юг Индостана был обеспечен дешевой электроэнергией, которую генерирует АЭС «Куданкулам». Правительство Нарендры Моди отвечает благодарностью, поскольку лишь Москва на практике исполняет договоренности, касающиеся индустрии мирного атома в Индии.

Со своей стороны, российские власти помимо схемы business as usual методично поддерживают заявку Нью-Дели на постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Наши страны объединяет требование сохранять первенство международных институтов при координирующей роли ООН, а не тех или иных региональных коалиций.