«Привет, мама»: четыре сестры

В прокат вышла нежная драма о «маленьких женщинах», отобранная в конкурс фестиваля в Сан-Себастьяне

Безотцовщина – кого этим удивишь. Но в этой семье нет ни отца, ни матери. Когда Вера (Аглая Тарасова – звезда дилогии «Лед» и грядущего «Холопа 2») забеременела в 15, мама Эмма выставила ее на улицу. Веру приютила Кира (Дарья Малахова – звезда сериалов «Обычная женщина» и «Пингвины моей мамы») – старшая сестра. Так они и живут в маленькой квартире на окраине Питера – Кира, Вера и две Верины дочери от разных случайных мужчин. Что до Эммы, та из жизни дочерей и внучек исчезла сначала на 15 лет, а потом и вовсе – вышла куда-то и не вернулась. Будто и не было человека – зрителю ее даже не покажут.

Положенный срок спустя Эмму признали умершей, и Кира с Верой унаследовали просторную мамину квартиру в центре. И в зависимости от того, как поступить с наследством, будет ясно, быть или не быть дальше их сестринской общине. Вера ли переедет в новую жилплощадь с дочерьми или Кира одна, не так уж важно. Каждая наконец сможет начать самостоятельную жизнь. Девушкам едва за 30, у каждой ухажер, у старшей Киры – даже не один. Но жить раздельно, независимо, самой по себе – страшно. Страшно настолько, что хочется все оставить как есть. Можно просто взять кредит, отремонтировать квартиру и сдавать в аренду, а все судьбоносные решения отложить на неопределенный срок.

Крупнейшие фестивали продолжают бойкот российского кино – в этом году в конкурсные программы престижных европейских смотров пробилось всего два фильма. «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой отобрали в секцию Big Screen Роттердама, а «Привет, мама» Или Малаховой – в секцию «Новые режиссеры» Сан-Себастьяна. К короткому списку международных достижений российского кино стоит добавить еще и каннскую премьеру игрового дебюта документалиста Ильи Поволоцкого «Блажь» – эту картину показали вне конкурса в секции «Двухнедельник режиссеров».

Кадр из фильма / Reflexion Films

И роттердамский «Ночной секрет», и сан-себастьянскую «Маму», что интересно, спродюсировал один и тот же человек – Наталья Дрозд, которая долго работала с Сергеем Сельяновым. Среди их совместных фильмов – победители «Кинотавра» «Аритмия» (2017 г.) и «Сердце мира» (2018 г.). А также упомянутый «Ночной секрет» Мещаниновой и российско-финский хит «Купе номер 6» (2021 г.), получивший Большой приз жюри Канн, номинацию на «Золотой глобус» и попавший в шорт-лист «Оскара» в «иностранной» номинации. В 2020 г. Дрозд основала собственную компанию «Форест-фильм», среди проектов которой помимо фильма Малаховой – «Каникулы» дебютантки Анны Кузнецовой, триумфатора фестиваля «Маяк», впервые прошедшего в Геленджике в октябре этого года.

«Привет, мама» (совместное производство с компанией All media) – тоже дебют, хотя Илю Малахову новичком в кино не назовешь. Выпускница мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе, Малахова писала в соавторстве сценарии к фильмам своего мужа Бакура Бакурадзе («Охотник» и «Брат Дэян»), а также к «Вызову» Клима Шипенко – одному из самых кассовых российских релизов года (по данным ЕАИС государственного Фонда кино, его бокс-офис перевалил за 2,1 млрд руб.).

У нашего авторского кино давно женское лицо – и до бойкота особенно громко звучали именно фильмы женщин-режиссеров, рефлексирующих о фальшивом исполнении традиционных гендерных ролей в современной России. Например, в одном только 2021 году «Герда» Натальи Кудряшовой получила приз в Локарно, «Ничья» Ланы Ланских – в Сан-Себастьяне, а «Разжимая кулаки» Киры Коваленко победила в каннском «Особом взгляде» и была выдвинута от России на «Оскара». И несмотря на конкуренцию высказываний, пока женщинам-режиссерам удается не повторяться.

Очевидно, что в неполных семьях мамам-одиночкам приходится в определенной степени замещать и фигуру отца. Иля Малахова в своем фильме исследует ситуацию, когда мамы тоже нет и каждая из девушек вынуждена попеременно примерять на себя эту роль. Да и не только эту – репертуар большой: сегодня «инфантильная дочь», завтра «строгая мама», потом «понимающая сестра-подружка» или «добрая тетя при строгой маме». Не стоит сбрасывать со счетов и обычную ревность к чужому счастью. Сегодня ты объект женской зависти, а завтра завидуешь сама.

Как в итальянской комедии дель арте, героини постоянно обмениваются масками, причем порой внутри одной и той же сцены, а конфликты воспроизводятся по цепочке. Кира в очередной раз разочаровалась в мужчинах и пытается настроить племянницу-подростка Асю (Анна Осипова – играла небольшие роли в сериалах «Фишер», «Контейнер», «Два холма») против ее парня. И Ася тут же в приступе ярости ломает куклу своей сестренки Нюши (первое появление на экране Александры-Евдокии Бакурадзе, дочери Малаховой и Бакурадзе). Это кукла Карлсона – очевидно, первого любимого мужчины в жизни Нюши.

Серьезная претензия к фильму всего одна, да и та из разряда чисто субъективных. Режиссер стала для своих героинь той мамой, которой они никогда не имели, – любящей и всепрощающей. Камера уж слишком любуется девчонками и Дарьей Савельевой в роли Киры прежде всего (актриса заслуженно получила приз за лучшую женскую роль на фестивале «Окно в Европу» в Выборге). Кажется, фильм бы только выиграл, будь у автора некоторая дистанция по отношению к персонажам. Все-таки редкие вспышки злости или раздражения испытывает даже идеальный родитель.