«Холоп 2»: учимся родину любить

Сиквел самой кассовой российской комедии отправляет девицу-мажорку воевать с Наполеоном

После событий первой части («Холоп») прошло несколько лет. В потемкинской деревне, где кнутом и аскезой перевоспитывали Гришу (Милош Бикович играл мажора и в первом «Холопе», и в сериале «Отель «Элеон», и в спортивном мюзикле «Лед», и в триллере «Духless 2» – словом, застолбил амплуа), теперь располагается экоотель для богатых любителей экзотики. И Гриша при нем управляющий. Но мода на «холопский» досуг быстро сходит на нет, деревня вымирает, да и просто руководить Грише скучно. Душа требует чего-то более осмысленного и важного.

Тоскливо отлежав на пляже очередной отпуск в Дубаях, Гриша летит на чартере домой – и вот тут-то находит себе достойное дело. В самолете устроила дебош мажорка Катя (Аглая Тарасова из дилогии «Лед» и ситкома «Интерны»), которая в это самое время должна досиживать в тюрьме свой срок из-за предыдущего дебоша. На своем дне рождения в Петербурге она едва не покалечила людей прицельным залпом фейерверка, угнала полицейский катер и врезалась на нем в ресторан у Петропавловской крепости.

Гриша узнает в Кате себя – каким он был когда-то. И решает взять правосудие в свои руки – берет и похищает девицу, чтобы провернуть с ней тот же аттракцион с фальшивым путешествием во времени. То, что это уголовная статья, он не понимает. Как и то, что такие пранки вряд ли простит мама Кати – всесильная федеральная чиновница (Наталья Рогожкина – мэр в «Содержанках» и футбольный функционер в «Большой игре»). Зато все это прекрасно понимает Гришин папа – олигарх (Александр Самойленко из блокбастеров «Салют-7» и «Ночной дозор»). Он вновь зовет психолога (Иван Охлобыстин из сериалов «Интерны» и «Полярный») в надежде, что тот разрулит ситуацию и «доперевоспитает» Гришу.

/ Централ Партнершип

Аналитики и критики сломали копья, пытаясь объяснить, в чем секрет успеха первого «Холопа». Умеренно остроумная комедия (производства компаний Yellow, Black & White, Mem Cinema Production и «Кит») вышла в прокат накануне 2020 г. и собрала рекордную кассу – более 3 млрд руб. (данные ЕАИС государственного Фонда кино). Три года «Холоп» носил звание самого кассового российского фильма, чтобы уступить его в начале этого года «Чебурашке» (6,8 млрд руб.) от той же компании Yellow, Black & White. Если отбросить чисто индустриальные факторы, эксперты сошлись в следующем: очевидно, фильм уловил общественный запрос на социальную справедливость. Физические и моральные муки зажравшегося мажора были встречены аудиторией с пониманием и удовлетворением.

Второй «Холоп» от той же команды – вернулись и продюсеры, и режиссер Клим Шипенко («Вызов», «Салют-7»), и почти все главные актеры – идет еще дальше. Плетью, к счастью, никого не истязают (правда, пытаются сжечь на костре). Но список выдвигаемых требований к богатым и успешным в сиквеле серьезно расширился. Если от Гриши и нужно-то было просто вести себя нормально в обществе – не хамить, быть вежливым и рассудительным, то с Кати, дочери чиновника, спрос уже другой. В соответствии с объявленной политикой национализации элиты она должна не на словах, а на деле, ценой жизни, доказать, что искренне любит родину.

/ Централ Партнершип

Иными словами, с точки зрения фиксации общественно значимых трендов у сиквела все так же хорошо, как и у первой серии. Но вот по комедийной части – явная недостача. Ритм бойкий, вся труппа вроде бы при деле, харизмы Ивану Охлобыстину, понятно, не занимать. Да и Аглая Тарасова – как мы уже знаем, отличная комедийная актриса – хорошо вписалась в ансамбль (тем более после стольких сезонов «Интернов» ей не привыкать терпеть издевательства от героев Охлобыстина). Стоит также упомянуть остроумные камео – режиссера «Бумера» Петра Буслова в роли себя, Павла Деревянко (он тут псевдо-Наполеон) и хореографа Мигеля из шоу «Танцы». Однако по-настоящему забавные гэги за два часа экранного времени можно пересчитать по пальцам.

Второй «Холоп», безусловно, профессиональная работа в плане режиссуры, продакшна. Крепкая, хотя и схематичная по драматургии – все персонажи (а их действительно много) постоянно чем-то заняты и все проблемы, разной степени надуманности, под занавес счастливо разрешаются. Но, как и в случае с первым фильмом, кажется, что в отношении смыслов и подтекстов создатели идут на ощупь. И даже не осознают в полной мере, как иногда смотрится со стороны их кино.