Кризис не смог поколебать феодальную структуру российского бизнеса


За время реформ российский бизнес прошел ряд этапов: первоначальное накопление капитала и осознание особой роли бизнесмена, этап «халявы», когда под валом нефтедолларов бизнес принимал всерьез иллюзию бесконечного развития, этап последнего отрезвляющего кризиса, когда стало ясно, что бизнес – это не творческий процесс, а бесконечная рутина. Тем не менее до сих пор «феодальную» структуру управления российским бизнесом ничто поколебать не смогло. Более того, последний кризис ее только укрепил.

«Феодальной» нашу структуру управления можно назвать потому, что практически вся власть и ресурсы сосредоточены в руках одного человека. А все остальные от этого человека на 100% зависят – наделены обязательствами, но не правами и ресурсами. В такой структуре вместо менеджеров трудятся эксперты и есть только два основных повода для появления наемного генерального директора.

1. Собственник имеет более одного бизнеса и какой-то из них считает неинтересным.

2. Резкое увеличение масштаба бизнеса с региональными филиалами и отдельными производствами.

Однако даже в этих случаях права наемного генерального директора будут урезаться, а служба безопасности будет за ним приглядывать.

Есть много веских оснований, чтобы считать такое положение дел адекватным сегодняшней ситуации в России. Прежде всего потому, что профессия менеджера требует навыков больше, чем знаний. Для появления профессионального, компетентного менеджера нужен реальный многолетний опыт, а следовательно, личный опыт власти и ответственности, который сейчас просто недостижим, потому что вся власть у собственника.

Итак, вся власть у собственника, реального менеджмента нет, а через 10–15 лет нынешние бизнесмены постареют и встанет вопрос передачи собственности по наследству. Деньги передаются легко, особняки – тоже, а вот организации, которые они возглавляют, не передаются вообще. Проще говоря, их можно передать в наследство только вместе с сегодняшним хозяином, так как без него это просто дырка от бублика плюс клиентская база.

Конечно, в России не принято планировать на много лет вперед. Однако через 10 лет эту проблему наскоком будет решить невозможно. Мало будет одного подготовленного менеджера – это принципиально ситуацию не изменит. Понадобится, чтобы все менеджеры организации говорили на одном управленческом языке, владели инструментами управления, а главное – обладали реальным опытом самостоятельной менеджерской работы. И это задача, о которой всему сообществу бизнесменов нужно думать сегодня.

Конечно, за 10 лет ее можно решить в отдельном бизнесе, но, боюсь, тогда главной его функцией станет удержание подготовленных кадров, так как, если это будет не общенациональный, а индивидуальный проект, кадры, как и сейчас, будут просто перекупать.