Медведев не будет бороться с глобальным потеплением

России не нужно бороться с глобальным потеплением. От него страна только выиграет, следует из доктрины, которую президент Дмитрий Медведев привез в Копенгаген на переговоры по изменению климата

Сегодня Медведев примет участие в международной конференции ООН по климату. Перед поездкой в Копенгаген он утвердил климатическую доктрину, которой правительство должно руководствоваться при принятии решений, связанных с возможным изменением климата.

Проблема потепления существует, говорится в доктрине, «необходимость учета изменений климата» – один из «ключевых долговременных факторов национальной безопасности». Поиск «баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью» – предмет политического выбора.

Значительная часть России – это области, которые ждет наиболее серьезное изменение климата, написано в доктрине, но людей там живет не много. Среди отрицательных последствий, например, повышение рисков для здоровья населения, интенсивности засух и пожаров. Но Россия может и выгадать от потепления климата: сократится расход энергии в отопительный период, улучшатся условия транспортировки грузов в арктических морях, сократятся расходы на освоение арктического шельфа, расширится зона растениеводства. Для России потепление не так страшно, как для других стран, говорится в доктрине: страна большая, обилие водных ресурсов.

Климатическая доктрина Медведева не содержит положений об обязательствах России по посткиотскому периоду, а также конкретных мер по учету отраслями последствий изменения климата, говорится в пояснениях к документу министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева. «Это документ стратегического характера, гибко составленный, чтобы у наших политиков был маневр при принятии решений», – признал другой сотрудник Минприроды. Главный вопрос посткиотского периода – обязательства страны по выбросам – остался за рамками доктрины, так что она носит формальный характер, говорит председатель «Эко-защиты» Владимир Сливяк: «Нужен не общий документ с отсталым взглядом, а план действий на посткиотский период».