Ходорковский: возможности защищаться я лишен


В четверг в Хамовническом суде Михаил Ходорковский продолжил выступать с разбором обвинительного заключения. Экс-глава ЮКОСа пока дошел лишь до 18-й страницы этого документа – к каждой из них у защиты претензии по двум-трем, а часто и более пунктам. Ходорковский подробно разобрал пункты обвинения, касающиеся приобретения прав руководства в компании и особенностей генеральных соглашений с «дочками».

Ходорковский считает, что, поскольку позиция обвинения из-за многочисленных натяжек не может восприниматься в границах правового поля, а суд не выносит частных постановлений в его адрес, фактически возможности защищаться он лишен.

Ходорковский привел развернутую аналогию своего второго процесса, отметив, что придумал ее не он, но с ней согласен: «Представьте себе, что человек попадает в аварию <…> и ему ампутируют левую руку. А через некоторое время этому человеку предъявляют обвинение в хищении собственных часов с левой руки. Фабула обвинения: каждый раз, когда человек собирался ложиться спать, он снимал с левой руки часы. Часы по праву носки принадлежали левой руке, часы были дорогие, а снимались при помощи руки правой. Поэтому это хищение в особо крупном размере в составе организованной группы и по предварительному сговору. А поскольку часы человек периодически менял, продавал, то ко всему еще и добавляется легализация похищенного. А потерпевшим объявлен прозектор из морга, в распоряжении которого оказалась ампутированная левая рука. Человек пытается защититься, мол, рука-то до ампутации мне принадлежала – я мог делать с ней, что хотел, да и часы снимал лишь на время, чтобы их не повредить и руку не оцарапать. То есть, в общем-то, действие было в интересах левой руки».

«Звучит вроде бы глупо, но если перечитать обвинительное заключение, то улыбка пропадает», - заметил Ходорковский.

Материалы выступления Ходорковского опубликованы на сайте «Ведомостей».