Россия и Норвегия поделили море

На уступки согласились обе стороны, но разграничение спорной территории прошло не по российскому, а по норвежскому варианту.
М.Стулов

Россия и Норвегия договорились о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, заявил премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (цитата по "РИА Новости"). Спор шел о территории в 175 000 кв. км в Баренцевом море. "Переговоры продолжались 40 лет, и теперь появилась политическая воля к их завершению, сектор поделят по средней линии, поэтому победителем переговоров является здравый смысл, а не одна из сторон, обе пошли на уступки», - говорит эксперт Норвежского института внешнеполитических исследований Якуб Годзимирский. Решение является компромиссным, но оно закладывает основы для дальнейшего успешного сотрудничества, отмечает сотрудник МИДа.

У России и Норвегии были разные юридические подходы к решению этого спора: Норвегия настаивала на применении принципа средней линии, которого придерживается большинство стран в мире, Россия хотела применить секторальный принцип, который в Арктике применяется, объясняет Годзимирский.

То, что нашли решение, – это большой шаг для обеих стран, считает гендиректор ОАО "Севернефтегаз" Иван Глумов. "Это закладывает основы для технологического сотрудничества между странами: Норвегия давно ушла вперед в разработке технологий добычи на шельфе, которых у России просто нет". Ранее российские геологи оценивали запасы в 7 млрд т условного топлива. "Дело не в запасах, а в доступности технологий для их добычи", – отмечает Глумов.

Россия может опоздать с освоением шельфа, предупреждает Валерий Нестеров из "Тройки диалог": "В Арктике большие потенциальные запасы газа, но финансовые и технологические возможности "Газпрома" и "Роснефти" недостаточны для развития морской добычи". В среднем по миру показатель морской добычи достигает 30%, в России не превышает 5-6%, отмечает он.

"Но пока требуется ответить на вопрос, нужно ли разрабатывать шельф, трудоемкость и капиталоемкость добычи на котором в разы превышает показатели по другим российским месторождениям", – говорит Нестеров. Для допуска иностранных компаний, которые могли бы применять собственные технологии, потребуется внесение правок в законодательство, поскольку шельф относится к разряду стратегических месторождений, добавляет он.