Путин припомнил европейцам Opel и «Ренову»

Российский премьер практически отчитал участников форума в Берлине за дискриминацию российских инвесторов и предложил ездить за дровами в Сибирь.
AP

Путина удивляет, что немецкая общественность против атомной промышленности, намекая на не очень удавшееся партнерство «Росатома» и Siemens. «Непонятно. Газа вы не хотите, атома – тоже, чем топить будете? Дровами? Но и за дровами тоже надо в Сибирь ехать. У вас и дров нет».

«Что это такое? Что это за разбой?» - возмущенно вопросил премьер России Владимир Путин участников IV экономического форума газеты Sueddeutsche Zeitung, который проходил в пятницу в Берлине. «Зачем городить огород?» - продолжал он. Путин буквально отчитывал иностранцев за то, что зарубежные страны чинят препятствия российским компаниям. Российские предприниматели готовы вкладывать свои капиталы, но им сложно войти с инвестициями, сказал премьер. «Что получается? Получается несправедливо: европейские промышленные компании, сталкиваясь с высокими затратами в еврозоне, стремятся перенести свое производство за границу, а когда российские капиталы пытаются зайти в европейский бизнес, их не пускают», - отметил российский премьер.

Путин припомнил прошлогоднюю историю с Opel, когда после полугода переговоров, проходивших при поддержке властей Германии, сорвалась уже почти состоявшаяся сделка о покупке 55% акций немецкого автоконцерна Сбербанком у General Motors за 500 млн евро. «Ну и что? Разве концерну стало лучше после того, как уже практически согласованная сделка была сорвана?» - риторически спросил Путин.

Премьер продолжал: «Северсталь», «Сургутнефтегаз», «Ренова», «Газпром». «Сургут" купил 20% венгерской компании MOL, - вспоминал российский премьер. - Теперь всё делают, чтобы его оттеснить. «Ренова» инвестировала в швейцарское производство солнечных батарей. И что? Их по судам затаскали».

Третий энергопакет, который принял Евросоюз (меры по либерализации рынка электроэнергии и газа), Путин назвал «разбоем». «Закон обратной силы не имеет, - негодовал премьер. - Привлекают инвестиции по одним правилам, потом их меняют». Он привел пример с «Газпромом», который купил в Литве часть активов трубопроводной газовой системы, а теперь литовцы, ссылаясь на принятие Третьего энергопакета, его «выбрасывают оттуда».

Путин также не может понять, почему возникают проблемы по газопроводу «Северный поток». «Мы хотим бросить трубу по дну моря, ничего не отнимаем, никому хуже не делаем – а такой художественный свист [европейцы] подняли. Потрясающе!» – не унимался Путин.

Он подчеркнул, что это – не жалоба, но и причин такого поведения зарубежных стран объяснить не смог. Он допустил, что возникают вопросы о чистоте появления капитала, к тому же иностранцы боятся конкуренции, а нередко оказывается политическое давление правительств.

Участники форума, как это ни покажется странным, внимали Путину почти без возражений. Никто не вспомнил, как это обычно бывает на выступлениях премьера перед зарубежными аудиториями, о деле Ходорковского или Магнитского. Только предправления Volkswagen AG Мартин Винтеркорн пытался оправдать решение по Opel: «Надо помогать своим дочерям, которые чувствуют себя плохо, а не продавать их». А Россию Винтеркорн назвал огромным рынком шансов.

«Я искренне говорю, что проблем у наших инвесторов возникает больше, чем у вас в России. Не надо идти в тупики, надо решать вопросы», - резюмировал Путин.

БЕРЛИН