Правоохранительные органы не ищут зачинщиков беспорядков на Манежной площади

Погромы на Манежной площади расследуются как хулиганство, а вовсе не как массовые беспорядки. О поиске подстрекателей к насилию не сообщается

По факту субботних массовых беспорядков на Манежной площади (см. врез) возбуждено 11 уголовных дел, сообщила старший помощник прокурора Москвы Вероника Кропивенко, передает ИТАР-ТАСС, дела возбуждены по трем статьям Уголовного кодекса: 213 (хулиганство), 112 (причинение вреда здоровью средней тяжести) и 115 (причинение легкого вреда здоровью). О возбуждении иных дел правоохранительные органы не сообщали. Эти дела пока расследуются в ГУВД Москвы. Более 60 задержанных участников беспорядков отпущено после составления протоколов об административном правонарушении. Никто не задержан и не арестован.

То, что произошло на Манежной площади, – не хулиганство, а массовые беспорядки, уверена Галина Кожевникова из правозащитного центра «Сова». Дела возбуждены по другим статьям, а это означает, что правоохранительные органы не готовы адекватно рассматривать ситуацию. По ее мнению, скрупулезное расследование уголовного дела о массовых беспорядках должно привести к наказанию лидеров ультраправых групп, которые выступали организаторами и подстрекателями этих массовых беспорядков. На Манежной площади были замечены представители ультраправых организаций – «Славянской силы» (появилась на месте запрещенного «Славянского союза») и Движения против нелегальной иммиграции, знает Кожевникова.

Но министр внутренних дел Рашид Нургалиев обвинил в подстрекательстве леворадикальные группировки.

Статья 212 УК грозит лишением свободы на срок от 4 до 10 лет организаторам массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Участие в массовых беспорядках наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Представители ГУВД и прокуратуры Москвы вопрос о квалификации преступления оставили без ответа. Чиновник Кремля считает, что дело о массовых беспорядках не возбуждено из-за выходных: не успели должным образом оформить. Президент занял четкую позицию по поводу поиска виновных в организации митинга на Манежной площади и нет сомнений, что все необходимое правоохранителями будет сделано, говорит кремлевский чиновник.

Дмитрий Медведев вчера заявил, что погромы и нападения на людей должны быть квалифицированы как преступления, а лица, их совершившие, – понести наказание, причем особенно опасны действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды по признакам расы, национальности и религии.

«Любые акции, которые сопровождаются погромами и телесными повреждениями, – нарушение общественного порядка, но не факт, что оно было массовым, – говорит адвокат и член Общественной палаты Анатолий Кучерена. – Размеры ущерба – важный вопрос, когда речь идет о квалификации преступления. Сейчас опрашивают свидетелей, оцениваются размеры ущерба, потом следственные органы примут решение».

Дело по статье о массовых беспорядках возбуждалось в карельском городе Кондопога – в связи с конфликтом, вызванным убийством в сентябре 2006 г. двух местных жителей выходцами из Чечни и Дагестана. В 2008 г. тюменский областной суд вынес приговор 13 малолетним заключенным, устроившим в апреле 2007 г. бунт в воспитательной колонии, – дело тоже квалифицировали как массовые беспорядки. В Нальчике следствие квалифицировало как массовые беспорядки митинг оппозиции с требованием отставки президента Ингушетии в январе 2008 г.

Адвокат Дмитрий Аграновский уверен, что жестко преследовать участников акции на Манежной площади не будут: когда пенсионеры, возмущенные монетизацией льгот, перекрыли дорогу в «Шереметьево», тоже хотели возбуждать дела – и не стали. За такими явлениями стоит стихийный протест, и, если начать его жестко гасить, он может принять гораздо более масштабные формы. Это не несогласных гонять, заключает адвокат.