Трасса на Петербург пройдет через Химкинский лес

"В целом необходимость строительства дороги поддерживается всеми", - сказал вице-премьер Сергей Иванов.
Д.Гришкин

Правительственная комиссия остановилась на первоначальном маршруте трассы Москва - Санкт-Петербург - через Химкинский лес, заявил сегодня после заседания правительственной комиссии его руководитель, вице-премьер Сергей Иванов. "В целом необходимость строительства дороги поддерживается всеми, - сказал Иванов, слова которого передает "РИА Новости". - Никто не оспаривает, что ее надо строить. Здесь консенсус в обществе". По мнению вице-премьера, консенсус проистекает "из-за ужаса и кошмара, который творится на действующем участке трассы" - жители Химок и Зеленограда стоят в бесконечных пробках.

По словам вице-премьера, решено скомпенсировать вырубку 100 га леса по маршруту трассы посадками деревьев на площади в 500 га, а сумму компенсации в связи с этим правительственная комиссия решила увеличить с 3 млрд руб. до 4 млрд.

Кроме того, на участке трассы через Химкинский лес не будут возводиться АЗС и другие объекты сервиса. "Мы постарались максимально объективно подойти ко всем экологическим аспектам строительства дороги и отказались от строительства инфраструктуры на восьми километрах", - сказал Иванов.

Финальный раунд переговоров о судьбе трассы был организован так, чтобы никто из властного тандема не участвовал в объявлении непопулярного решения, писали "Ведомости". «Президент дал все необходимые инструкции», — заверила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. В заседании участвовали представители Минтранса и Минприроды, но вчера они не заявили позиций своих ведомств.

Финальное решение по маршруту трассы не прогнозировали ни в Кремле, ни в Белом доме, но, по словам источника "Ведомостей", комиссия выбирала из двух вариантов — дорога через Химкинский лес и так называемый проект Молжаниново. "В существующем варианте дата окончания строительства трассы - 2013 год, в альтернативном варианте был бы 2017-й", - отметил во вторник на совещании министр транспорта Игорь Левитин.

Приостановив строительство трассы 26 августа, президент, со слов чиновника, призвал экспертов вновь сравнить магистральный маршрут с его альтернативой. И эксперты, продолжает он, пришли к выводу — Молжаниново, возможно, и было бы удачным решением, если бы стартовало в 2004 г. В случае же изменения маршрута трассы теперь придется снести несколько десятков многоквартирных домов, задержка строительства составит 3-4 года, новый маршрут потребует создания новой концессии, а неустойка за разрыв прежних договоренностей достигнет 5 млрд руб., не считая репутационных издержек.

Профильные ведомства разработали и комплекс компенсаций для пострадавших от прокладки трассы через лес: сократить объем вырубки с изначальных 140 га до 90 га, пересчитать вырубленный лес по рыночной, а не кадастровой стоимости, а определив реальный ущерб, нанесенный лесу, посадить в 1,5 раза больше деревьев, чем было уничтожено. Принято решение сажать только деревья ценных пород, причем не только в Химках, но и в Молжаниново, а также на Лосином острове и в Дмитровском районе Москвы. Вдоль химкинской трассы не должно быть ни мест для отдыха, ни сервисов, ни мусорных свалок — предусмотрены только пешие переходы «для людей и для животных», добавляют авторы заключений. Химкинский лес получит статус охраняемой территории.

Экологи намерены ждать окончательного решения по Химкинскому лесу, которое может принять только президент Медведев, считает директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин.