Владимир Лукин: выборы не избавились от админресурса

Чаще всего во время выборов граждане жалуются на административный ресурс, говорится в докладе уполномоченного по правам человека.
В. Баранов

В своем ежегодном докладе, направленным в Госдуму, омбудсмен Владимир Лукин констатировал, что введение технического контроля за выборами дало положительный результат, однако по-прежнему остаются слабые места, поскольку процесс автоматизирован не полностью.

Доклад о положении дел с соблюдением прав человека российский омбудсмен ежегодно направляет в парламент, президенту России, в правительство, Высший и Конституционный суды. Всего в минувшем году к уполномоченному поступило около 57 000 жалоб, больше всего из Центрального федерального округа (34,6% жалоб), реже всего жаловались жители Северо-Кавказского (4,9%) и Дальневосточного (4,3%) федеральных округов. В документе несколько разделов, посвященных нарушениям в той или иной сфере. Один из таких разделов - "Право избирать и быть избранным", в нем проанализирована ситуация за 2010 г.

В качестве такого слабого места в докладе приведен пример с системой ГАС "Выборы»: прежде чем попасть в систему, протоколы из участковой избирательной комиссии в бумажном виде могут быть «подправлены».

Еще одно частое нарушение - отказ вызова в суд в качестве свидетелей тех, чьи подписи в пользу выдвижения кандидата были признаны недействительными. Суды ссылаются на то, что возможность проверки достоверности подписей путем допроса самих избирателей не предусмотрена законодательством.

По мнению омбудсмена, несправедливым является закон и мнение Конституционного суда о соответствии конституции норме, которая запрещает быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса гражданам России, имеющим вид на жительство в других странах.

Самая частая жалоба участников предвыборного процесса — административный ресурс. Как пример Лукин приводит ситуацию в Челябинской области, когда глава одного из районов, используя админресурс, бесплатно пользовался эфирным временем и агитировал за самого себя во время мероприятий, организованных за счет муниципалитета. На это уполномоченному пожаловались местные жители, и он направил материалы в местную прокуратуру. Прокуратура обратилась в суд, и регистрация главы этого района как кандидата была отменена. Однако такие примеры принципиальности судов и прокуратуры - редкость, констатируется в документе.