Сегодня в России день траура по погибшим на "Булгарии"

Сегодня в России – день траура по погибшим 10 июля в катастрофе теплохода «Булгария». Судно было исправно, уверяют его владелец и эксплуатант

Круизное судно «Булгария» вместимостью 140 пассажиров, построенное в Чехословакии в 1955 г., стремительно затонуло в воскресенье в 3 км от берега Волги. По данным министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, на погибшем судне находилось не 185, как следовало из документов на рейс, а 205 человек, спаслось только 80, к вечеру вчерашнего дня водолазам удалось поднять 55 тел.

Президент Дмитрий Медведев вчера поручил проверить весь парк пассажирских судов в России и заставить владельцев провести капитальный ремонт или вывести из эксплуатации непригодные суда.

Владелец погибшей «Булгарии» – ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», арендатор – ООО «Бриз», эксплуатант (субарендатор) – ООО «Аргоречтур».

«Аргоречтур», по данным приволжской транспортной прокуратуры, не имел лицензии на круизы на теплоходе «Булгария». «У меня пока нет подтверждения, что «Аргоречтур» работал без лицензии», – заявил «Ведомостям» министр туризма, спорта и молодежной политики Татарстана Рафиз Бурганов.

По данным представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, судно было перегружено, а левый двигатель – неисправен.

За количеством пассажиров при посадке обязан следить капитан, комментирует управляющий партнер T&K Legal Олег Тимофеев.

Представитель Следственного комитета России считает, что рано говорить, какая версия главная – ненадлежащее техническое состояние судна либо ошибка экипажа – и нужно достать бортовой журнал «Булгарии».

Гриднева сообщила, что капитальный ремонт «Булгария» проходила в 1980 г. и что помимо владельца и субарендатора будет проверяться работа Российского речного регистра (РРР), его филиалов, а также Ространснадзора.

Сотрудники камского филиала РРР от комментариев отказались.

Теплоход «Булгария» был исправен, заявила ИТАР-ТАСС директор «Аргоречтура» Светлана Имякина.

Теплоходы Камского речного пароходства исправны, причиной затопления «Булгарии» стали шторм и перегрузка, считает диспетчер пароходства Павел Лобанов. На балансе компании 15 судов, сообщает он: «Водонепроницаемость судов не вызывает сомнений, их техническое состояние каждую весну проверяет камский филиал РРР и ежедневно – специалисты пароходства». Связаться с председателем совета директоров Камского речного пароходства Михаилом Антоновым (контролирует пароходство через Antonov Group – 52,25%) не удалось.

Его партнер Азат Хаким сообщил, что Антонов сейчас в США с деловой поездкой и вернется через месяц-полтора.

По словам гендиректора РРР Евгения Трунина, регистр осуществляет надзор за техническим состоянием судов на внутренних водных путях следующим образом. Раз в пять лет судно поднимается из воды, проводится дефектация корпуса и судовых механизмов, рекомендуется необходимый ремонт, и после удовлетворения предъявленных требований эксплуатант получает свидетельства, без которых эксплуатация невозможна. Трунин говорит, что понятия «старый» в водной практике нет, а есть понятие годности к эксплуатации. В СССР и России крупных речных судов не строили, знает он, все имеющиеся построены в странах бывшего соцлагеря, им в среднем 30–35 лет. Комментировать ситуацию с «Булгарией» Трунин отказался.

Текущий надзор осуществляют подразделения Ространснадзора, говорит директор одной из речных судоходных компаний. Представитель Ространснадзора от комментариев отказался.

Судовладельцы тратят на содержание и ремонт флота 22–30% годового дохода, говорит президент Ассоциации судовладельцев Евгений Зубарев, а перевозчики-эксплуатанты, как правило, не тратятся даже на текущий ремонт.

Выход в рейс неисправного теплохода почти исключен, считает гендиректор круизной компании «Водоходъ Санкт-Петербург» Олег Зеленков: инженеры РРР ежегодно перед началом навигации осматривают суда. По словам Зеленкова, предельный возраст корпуса судна – примерно 50 лет, но судовладельцы занимаются исключительно реновацией старых судов, обновляя все – от двигательной установки до интерьеров кают: новые покупать невыгодно.

На Волге судно изнашивается быстрее из-за плотного круизного графика: судно должно быть постоянно в движении, говорит директор Самарского филиала Волжского пароходства («Волга-флот тур», собственник круизных судов) Елена Борискина. Полностью заменить парк судов судовладельцы не в состоянии – стоимость нового теплохода – 30 млн евро, окупить судно при ежегодной навигации в течение пяти месяцев можно за 35 лет, рассказывает она, а глубокая модернизация старых теплоходов, построенных в 1950–1970-е гг., обойдется в сумму от 6 млн евро.

Тимофеев из T&K Legal считает, что туристы смогут взыскать компенсацию реального ущерба и морального вреда с туроператора и непосредственного собственника и эксплуатанта судна.

По данным директора одного из нижегородских турагентств, продающего речные круизы по Волге, стоимость двухдневной путевки из Казани в Болгары и обратно – от 3000 руб., комиссия турагентств – до 10%.